Регион

Уведомления отключены

Страница не загружается? Возможно:
1. Низкая скорость интернета - проверьте интернет-соединение
2. Устарела версия браузера - попробуйте обновить его
30 сентября 2016, 09:30

"Рай" Кончаловского: нерусский фильм от России на "Оскаре"

Кинообозреватель Лайфа — о европейской картине американского режиссёра, которая претендует на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм".

<p>Фото: &copy; РИА Новости/<span>Владимир Астапкович &copy; Flickr/<a href="https://www.flickr.com/photos/129126141@N06/21002302114/in/photolist-6zLXh8-6zR3c3-65bqsg-62FtR5-DaDHYY-64xWXP-64xWZZ-64Cdhy-64xX4P-64Cdb3-64xWTF-64xWSa-64xWQk-ptTbJb-4foYhf-aKLyxp-bY85E9-2kheg-64CGmC-62ECGm-64CGbA-ceQwtS-dSfspc-6zQYXA-6zLTFH-bmvQrn-dNs2GS-dUKNjn-6zR2cd-91bZgZ-9dvPse-64CG13-64CFM3-byRvEP-5iiDvT-9ee2k4-aKLvrK-7UvdcQ-9fjWGt-39vJH1-9fjWuM-f2tuG5-aUVkxR-62cJ5D-7MPrpi-EXxdg-xZUhH9-BcGbDz-qXdCSL-BbtvGd" target="_blank">Ryota Nakanishi</a></span></p>

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович © Flickr/Ryota Nakanishi

Пособник нацистов француз Жюль, офицер СС немец Гельмут и русская княгиня-эмигрантка Ольга (Юлия Высоцкая) сидят в одинаковой одежде за столом и рассказывают гипотетическому Богу о том, как они умерли. Ольгу задержали в Париже за укрывательство еврейских детей, ей пытался помочь коллаборационист Жюль, но не получилось. Она попала в концлагерь, где и встретилась с ревизором Гельмутом, которого туда послал Генрих Гиммлер (Виктор Сухоруков). 

Андрей Кончаловский к 79 годам оказался самым пожилым и самым признанным в Европе российским режиссёром. Он настолько эстет, что фильмы его показываются не на всем известном Каннском фестивале, а на самом древнем, Венецианском. Остросоциальные реалистические картины режиссёра намного лучше вписываются в европейский дискурс, чем в любые отечественные рамки.

Другой вопрос, что Кончаловский скорее не российский режиссёр, а уже европейский. Мало того что он много лет жил и снимал в США, так теперь и кино его сплошь экспортное. Не считая ура-патриотической документалки "Битва за Украину", последние годы режиссёр делает фильмы, которые обычный российский зритель не в силах воспринять при всём желании. Пусть "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" и сделаны в России, но явно не для того, чтобы картину показали по "России-1". Фильм стал событием на Венецианском кинофестивале, где с российской действительностью не очень знакомы.

И уж тем более "Рай" навряд ли можно назвать российским фильмом. Он целиком снят за пределами страны, герои в основном говорят на французском и немецком, потому что они французы и немцы. Русского языка там настолько немного, что проще было бы перевести его, а не всё остальное. Страшно подумать, в военном фильме режиссёра родом из СССР Красная армия появляется только в виде голоса Левитана из приёмника. А народный артист Сухоруков, который всей стране — брат, появляется в роли Гиммлера полностью загримированным, а голос его дублирован на немецкий.

Тем правильнее выглядит решение национального оскаровского комитета. Подход Кончаловского к сложной теме войны и холокоста отличается от подхода российских постановщиков новейшего времени. В "Рае" нет ни гремящего антивоенного пафоса, ни неуместной пошлой эпичности. Это точно не "Сталинград" с его IMAX-размахом. В чёрно-белом аскетичном фильме герои в основном разговаривают друг с другом и с Богом в декорациях и костюмах без кричащей стилизации под историческую эпоху. Кончаловский снял консервативную, умную и преисполненную тоски драму об окончательном разложении Старого Света, при этом в лучших фестивальных традициях Европы.

По такому многослойному, пусть и камерному фильму в духе военной прозы XX века легче писать сочинения, чем рецензии. Например, все герои этого фильма — предатели. Жюль предаёт свою нацию во времена оккупации и решает сотрудничать с захватчиками, затем он изменяет уже новым правителям в надежде помочь Ольге. Сама Ольга в примитивном видении также считалась бы предательницей, бежавшей из родной страны ради мещанских ценностей. Наконец, Гельмут из безграничной любви к Ольге пытается спасти её из концлагерского ада, где людей превращают в животных. И у каждого из них свой рай: Жюль не ищет ничего больше, кроме семейного мирка, а Ольга пытается создать рай для чужих еврейских детей. И только идея о немецком, "арийском" рае разъедает изнутри и саму Европу, и патриотичных немцев, таких как Гельмут или начальник концлагеря.

На родине Кончаловского могут обвинить не только в поклонении Западу, но и даже в русофобии. Шутка ли, единственный русский персонаж — это эмигрантка, прислуживающая нацисту. Общественность, как мы знаем по случаю с "Левиафаном" Звягинцева, вспыхивает быстро. Впрочем, не так уж важна реакция аудитории телеканала "Россия-1". Куда ценнее для всего умирающего российского кинематографа, что впервые после "Левиафана" у него появился реальный шанс если не выжить, то хотя бы получить "Оскар" в американском раю.

Читайте также: У России в этот раз большие шансы на "Оскар"

Роднянский объяснил, почему именно "Рай" поборется за "Оскар".

Комментарий

3
avatar
avatar
Natacha Liubimova11 марта 2017, 09:26

Что значит -Кончаловский американский режиссер? Странно звучит такой посыл. А что касается фильма - то это самый важный фильм за десять последних лет (минимум). Отвечает на вопрос, который рано или поздно задает себе каждый человек. Как могло получиться, что аккуратные и образованные немцы позволили себе превратиться в скотов, делающих абажуры из человеческой кожи?  Кончаловский честно ответил, что скот глубоко запрятан в каждом человеке, и кто его в себе задавит - только тот и человек.

Новости партнеров