Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 сентября 2016, 09:30

"Рай" Кончаловского: нерусский фильм от России на "Оскаре"

Кинообозреватель Лайфа — о европейской картине американского режиссёра, которая претендует на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм".

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович © Flickr/Ryota Nakanishi

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович © Flickr/Ryota Nakanishi

Пособник нацистов француз Жюль, офицер СС немец Гельмут и русская княгиня-эмигрантка Ольга (Юлия Высоцкая) сидят в одинаковой одежде за столом и рассказывают гипотетическому Богу о том, как они умерли. Ольгу задержали в Париже за укрывательство еврейских детей, ей пытался помочь коллаборационист Жюль, но не получилось. Она попала в концлагерь, где и встретилась с ревизором Гельмутом, которого туда послал Генрих Гиммлер (Виктор Сухоруков). 

Андрей Кончаловский к 79 годам оказался самым пожилым и самым признанным в Европе российским режиссёром. Он настолько эстет, что фильмы его показываются не на всем известном Каннском фестивале, а на самом древнем, Венецианском. Остросоциальные реалистические картины режиссёра намного лучше вписываются в европейский дискурс, чем в любые отечественные рамки.

Другой вопрос, что Кончаловский скорее не российский режиссёр, а уже европейский. Мало того что он много лет жил и снимал в США, так теперь и кино его сплошь экспортное. Не считая ура-патриотической документалки "Битва за Украину", последние годы режиссёр делает фильмы, которые обычный российский зритель не в силах воспринять при всём желании. Пусть "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" и сделаны в России, но явно не для того, чтобы картину показали по "России-1". Фильм стал событием на Венецианском кинофестивале, где с российской действительностью не очень знакомы.

И уж тем более "Рай" навряд ли можно назвать российским фильмом. Он целиком снят за пределами страны, герои в основном говорят на французском и немецком, потому что они французы и немцы. Русского языка там настолько немного, что проще было бы перевести его, а не всё остальное. Страшно подумать, в военном фильме режиссёра родом из СССР Красная армия появляется только в виде голоса Левитана из приёмника. А народный артист Сухоруков, который всей стране — брат, появляется в роли Гиммлера полностью загримированным, а голос его дублирован на немецкий.

Тем правильнее выглядит решение национального оскаровского комитета. Подход Кончаловского к сложной теме войны и холокоста отличается от подхода российских постановщиков новейшего времени. В "Рае" нет ни гремящего антивоенного пафоса, ни неуместной пошлой эпичности. Это точно не "Сталинград" с его IMAX-размахом. В чёрно-белом аскетичном фильме герои в основном разговаривают друг с другом и с Богом в декорациях и костюмах без кричащей стилизации под историческую эпоху. Кончаловский снял консервативную, умную и преисполненную тоски драму об окончательном разложении Старого Света, при этом в лучших фестивальных традициях Европы.

По такому многослойному, пусть и камерному фильму в духе военной прозы XX века легче писать сочинения, чем рецензии. Например, все герои этого фильма — предатели. Жюль предаёт свою нацию во времена оккупации и решает сотрудничать с захватчиками, затем он изменяет уже новым правителям в надежде помочь Ольге. Сама Ольга в примитивном видении также считалась бы предательницей, бежавшей из родной страны ради мещанских ценностей. Наконец, Гельмут из безграничной любви к Ольге пытается спасти её из концлагерского ада, где людей превращают в животных. И у каждого из них свой рай: Жюль не ищет ничего больше, кроме семейного мирка, а Ольга пытается создать рай для чужих еврейских детей. И только идея о немецком, "арийском" рае разъедает изнутри и саму Европу, и патриотичных немцев, таких как Гельмут или начальник концлагеря.

На родине Кончаловского могут обвинить не только в поклонении Западу, но и даже в русофобии. Шутка ли, единственный русский персонаж — это эмигрантка, прислуживающая нацисту. Общественность, как мы знаем по случаю с "Левиафаном" Звягинцева, вспыхивает быстро. Впрочем, не так уж важна реакция аудитории телеканала "Россия-1". Куда ценнее для всего умирающего российского кинематографа, что впервые после "Левиафана" у него появился реальный шанс если не выжить, то хотя бы получить "Оскар" в американском раю.

Читайте также: У России в этот раз большие шансы на "Оскар"

Роднянский объяснил, почему именно "Рай" поборется за "Оскар".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar