Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
3 октября 2016, 07:30

Наши дети всё больше напоминают подопытных крыс

Детский врач о том, что общего у ребёнка с планшетом и подопытной крысы, которая умерла от голода, когда получила возможность стимулировать себе центр удовольствия в мозге.

Коллаж: © L!FE. Фото: © flickr.com/Asian Development Bank © flickr.com/r. nial bradshaw

Мы странно играли в детстве. Группа мальчишек, зачитывавшихся историческими книжками, мы лепили солдатиков из пластилина, строили города — настоящие, с домами, магазинами, строили крепости, у нас в ходу были золото (свинец, который мы выплавляли сами на костре из старых аккумуляторов), деньги (которые мы рисовали на прямоугольничках 2 на 3 клетки, вырезанных из школьных тетрадей). У нас был народ, у нас были армии, суды, полководцы, правители… Мы играли на лестничных площадках зимой и на пустыре за домами летом.

А главное, мы играли "в разные времена". То нас захватывала история Древнего Рима, и мы одевали наших солдат в латы, вырезанные из тюбиков от зубной пасты. То мы играли в Отечественную войну 1812 года и тщательно вникали в различия обмундирования уланов и драгунов. То поле боя заполняли наши и немецкие танки, и его заволакивало дымом от счищенных спичечных головок. Вторая мировая… Мы сами были и народом, и правителями, и полководцами. Мы поддерживали денежные массы, мы воевали, выплачивали контрибуции, брали пленных и использовали их труд в своём хозяйстве…

Почему было так много всего? Почему игра была так богата? Потому что мы читали. Потому что у нас была прорва информации, которую надо было куда-то деть, овеществить, материализовать, как принято говорить нынче. И чем больше мы были погружены в детали, чем богаче было наше знание, тем было больше эмоций, больше азарта, вовлечённости в созданные историей и нами самими ситуации, больше изобретательности.

Мы готовы были играть без завтрака, обеда и ужина. Если б родители не загоняли нас домой, мы засыпали б там же, где играли: на пустыре или лестничной клетке. Но… времена были другие. Более строгие, что ли. Кроме того, мы реально уставали в этой игре, истощались эмоционально и выматывались. Но понимаю я это только сейчас, как бы глядя не только со стороны, но и взрослыми, а в некоторой степени и профессиональными глазами.

А что сейчас, спросите вы? А сейчас мы подошли к такому понятию, как игровая зависимость. Зависимость в современном представлении — понятие очень сложное. Она может формироваться на множество фокусов. Зависимость любовная — это когда влияние на жизнь и судьбу полностью переходит к любимому человеку (сам он об этом может и не знать), когда его любое слово, жест, интонация значат так много, что могут привести просто к самому настоящему нездоровью, а иногда — побудить свести счёты с жизнью. Как крайний и наиболее часто встречающийся вариант — зависимость от приёма алкоголя или наркотиков. В нашем случае — зависимость игровая.

Как формируется зависимость? Давным-давно в физиологию, а затем и в бытовые представления было введено понятие "центр удовольствия". Был даже замечательный такой опыт: крыса с вживлёнными в центр удовольствия электродами нажимала и нажимала лапками на педальку, раздражая его. Нажимала, забыв обо всём на свете, даже о еде. И так, нажимая на педальку, погибла от голода. Когда зависимость формируется, её фокусы требуют и требуют удовлетворения, требуют и требуют вновь и вновь нажимать на педальку.

И вот представьте себе планшет или даже здоровущий монитор. Почти совсем живая картинка. Окружающий звук. Вспомните сцену нападения тираннозавра на детей в "Парке юрского периода"! Вот она, виртуальная реальность по-нынешнему! Захватывает дух! А ещё… мы никак в создании этой реальности не участвовали. Нашего знания в ней может и не быть.

Напротив, мы можем посредством общения с этой "реальностью" знания получать… Критика, то есть критичность восприятия напрочь усыхает. И мы погружаемся в этот потусторонний, заэкранный мир целиком. Мы палим по динозавру из винтовки, пикируем в штурмовике на танки с ненавистными крестами, мы переживаем бурю эмоций… Вот оно.

Эта самая буря эмоций в нашем случае есть фокус формирования зависимости. Это она толкает людей проигрывать за столом казино деньги, предназначенные на покупку лекарства для детей или престарелых родителей, это она позволяет забыть напрочь о совести и чести, толкает на край, а иногда — и за край жизни.

Это всё о нас, о взрослых, сформировавшихся людях, которые могут сказать себе (в большинстве своём): "Стоп! Я заигрался". Надо остановиться. Всё-таки игровые зависимости у сформировавшихся взрослых людей развиваются не так стремительно, как наркотические.

А теперь представим, что в этот водоворот попадают дети с их потрясающей, намного большей, чем у нас, впечатлительностью, ранимостью и беззащитностью. Беззащитностью перед технологическим чудом, разворачивающимся на мониторе, перед своими желаниями, которыми не могут управлять столь эффективно, как мы, взрослые…

Тогда приходит беда. Тогда монитор заслоняет собой всё: учёбу, спорт, простые семейные радости, любовь и привязанность к близким. Всё остальное отходит на второй план. И нет смысла говорить о мотивации к обучению, к достижениям в спорте. Абсолютно бессмысленно. Мотивация теперь одна: жать на педальку.

Когда я вижу погружённые в экранчики смартфонов детские головки, мне становится больно. Их можно увидеть везде: в кино, в театре, в музеях, на днях рождения, на переменах. Как только засветится экран, к нему склоняется несколько головок: хозяина и тех, кто просто оказался поблизости. Сколько сейчас загубленных школьных (к счастью, пока только школьных) судеб!

Сколько детей, потерявших в жизни интерес ко всему, кроме пресловутого экрана, который заменяет (точнее, заслоняет) собой всё: материнское тепло и ласку, радость познания, простого общения со сверстниками, чтения книг… Слишком патетично? Давайте оглянемся вокруг. Где наши дети? Чем заняты? Давайте сделаем так, чтоб пресловутая педалька не стала управлять их жизнью.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar