Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 октября 2016, 17:00

Очная ставка. Энтео посмотрел фильм Серебренникова и не нашёл в нём себя

Вчера состоялась российская премьера нового фильма Кирилла Серебренникова "Ученик". Это история о юном православном активисте Вениамине Южине, который устраивает в школе провокации, прикрываясь своими религиозными чувствами. Южин сильно напоминает акциониста Дмитрия Цорионова, также известного как Энтео. Лайф провёл "очную ставку" между одиозным активистом и его экранным воплощением.

Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org, kinopoisk.ru

Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org, kinopoisk.ru

Энтео известен акциями (читай: дебошами и погромами) в ряде московских театров (Театр.doc, МХТ им. Чехова), музее эротического искусства, Манеже, а также многими другими случаями мелкого хулиганства. Активист является приверженцем креационизма, ярым противником гомосексуализма и абортов. Главный герой "Ученика" придерживается тех же взглядов и устраивает похожие акции в отдельно взятой школе. Каждое своё действие школьник оправдывает цитатами из Библии, ссылки на которые постоянно всплывают на экране. В свою очередь, режиссёр фильма Кирилл Серебренников отрицает связь между активистом и Южиным. 

Во время просмотра Энтео нервно перебирал чётки. Их постукивание было хорошо слышно между репликами героев. В зале гремели библейские цитаты. "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл я принести, но меч" (Матфей, 10:34). Чётки звякнули. "Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость" (Левит, 18:22). Чётки звякнули. И так весь сеанс. 

Несмотря на огромное количество иронии по отношению ко всем героям фильма, Энтео засмеялся всего дважды. Первый раз — в самом начале, когда мать Южина жаловалась на его поведение и в сердцах воскликнула: "Лучше бы он, как все нормальные дети, сидел дома и дрочил". Вторым моментом, рассмешившим активиста, стал урок истории, на котором преподаватель задал школьникам реферат на тему "Сталин как эффективный менеджер". Ещё один эпизод вызвал у него довольно эмоциональную реакцию. Директриса, которая выступает на стороне Южина, строго спрашивает биологичку: "А вам не кажется, что вы заходите слишком далеко?" Не дождавшись ответа, Энтео поднял в воздух кулак и громким шёпотом сказал: "Нет!" После сеанса на дежурный вопрос о том, как ему фильм, Энтео коротко сказал: "Интересно. Наверное, стоит потраченного времени". Его религиозные чувства явно были не задеты. 

Несмотря на очевидные сходства, в Вениамине Южине Энтео себя не признал. В качестве прототипа главного героя он назвал режиссёра фильма. С контекстом создания фильма активист был незнаком. О том, что фильм поставлен по мотивам немецкой пьесы, которая была адаптирована для российского зрителя, Энтео узнал из финальных титров. 

Главный герой напомнил мне Кирилла Серебренникова. Очень искренний фильм этого человека, глубоко автобиографичный, как мне кажется. Я думаю, все это поняли. Это история его взросления, его внутреннего Алёши Карамазова. К сожалению, он не справился с искушениями. Серебренников честно рассказывает о своей жизни. К сожалению, ни для кого не секрет, что режиссёр этот — фигура скандальная и такие искушения, как гомосексуализм, кокаин, бюджетные деньги, развратили его. В "Ученике" он вспоминает момент своего падения. Может, в школе у него ещё была какая-то вера, какой-то свет, а теперь ничего этого нет. Это очень смело с его стороны, это достойный поступок. 

Себя я там не вижу, а вот Серебренникова вижу. Я личность более сложная, чем он хотел показать в фильме. Если бы автор фильма был писателем, его назвали бы графоманом. Это, увы, сказывается на качестве его продукта. И для привлечения внимания к картине связать героя со мной ему показалось интересным. Я воспринимаю это как маркетинговый ход.

Я религиозный человек. И в какой-то мере я борюсь со злом в этом мире. У меня тоже есть сторонники. Для человека далёкого это просто доступный ассоциативный ряд: Библия, молодость, борьба. Но и фильм сам более сложный, да и жизнь гораздо сложнее. 

Больше всего активиста возмутил персонаж Виктории Исаковой — учительницы Елены Львовны. Энтео обрушился на её аргументы в пользу теории эволюции, рудиментарных органов, однако по поводу её обвинений в адрес библейского текста ничего не сказал. В частности, он проигнорировал указания на антисемитские высказывания в Писании и теорию о том, что Иисус и его ученики состояли в гомосексуальной связи. 

В устах биологички, которая безусловно является самым отрицательным героем данного фильма, я вижу левую агенду. Её аргументы — это самое банальное, это уровень быдла. Я искренне не понимаю, Серебренников её так высмеял или у него просто такое примитивное мировосприятие. 

Несмотря на ироничную тональность фильма, активист заявил, что "Ученик" вполне может привести людей в храм. 

Главное различие между православным активистом и школьником Южиным — возраст. Как ранее заявлял Энтео, к вере он пришёл только в пятнадцать — восемнадцать лет. До этого момента он был обычным подростком: "пил портвейн и целовался во дворах с одноклассницами". На вопрос, не жалеет ли он о том, что так провёл свою юность, Энтео ответил, что у каждого свой путь. 

Конечно, нет. У каждого свой путь. Я, может, и сожалею о некоторых ошибках, но это тоже опыт. У Серебренникова интересный тип героя вышел. Его религиозность построена без духовного рассуждения, без Церкви. Такая религиозность приводит в состояние прелести, сложного духовного опыта.  

В одном из эпизодов Южин доходит до последней крайности и идёт на убийство во имя веры. Мы попросили Энтео прокомментировать этот момент.

Иногда я встречаю не совсем адекватных людей. Мы как-то протестовали против выставки Гельмана. Ко мне подошёл юноша и сказал: "Я брал у батюшки благословение на то, чтобы пойти сегодня на выставку. А батюшка мне сказал, что я могу его и убить. Я теперь не знаю, что мне делать!" Я посмеялся, объяснил ему всё и отправил его к другому священнику. Об этом не стоит молчать. Да, мы странные, верующие в том числе тоже бывают довольно странными.  

Убийство Южин совершил на почве ненависти к гомосексуалам. Мы спросили у Энтео, как бы он поступил с учеником, если бы он возлюбил его нехристианской любовью.

Я рассказал бы ему, как бороться с его страстью, и полностью ограничил бы своё общение с ним. Вряд ли я бы стал забрасывать его камнями. Иисус сказал: кто без греха, то пусть первый бросит камень. Может, у меня и нет такого греха, как у него, но у меня есть свои страсти, с которыми я борюсь. И успешно.

Да, в Ветхом Завете прямо сказано о смертной казни за гомосексуализм. Справедливо для того времени, но даже тогда это делалось по решению суда. Гомосексуалиста казнили только в том случае, если он не каялся и не хотел измениться. 

Южин оправдывает все свои поступки цитатами из Писания. По мнению Энтео, герой таким образом пошёл по протестантскому пути, а не по православному. 

А герой фильма трактует Библию по протестантскому пути. Если бы он пошёл к священнику, он бы смог направить его огонь. А так мы видим, что человек заблудился. Из Библии можно понять только какие-то прописные истины. Есть Бог, он Творец и управляет всем сущим. Люди читают Библию и думают, что уже всё поняли, начинают других учить. Это неправильный подход. 

В фильме Южин отвергает помощь отца Всеволода — школьного преподавателя основ православной культуры. Школьник отрицает власть Церкви и упрекает священника за "попов на мерседесах". По мнению Энтео, Южин должен был пойти в храм за советом и принять помощь отца Всеволода. 

Нужно начать со смирения. Он приходит туда как в лечебницу, ощущая себя худшим в мире человеком. Только гордые умы презирают Церковь. У нас священники плохо живут и государство вынуждено им помогать. За это оно требует определённой политической лояльности.

На закономерный вопрос, откуда тогда взялись пресловутые "попы на мерседесах", Энтео ответил следующее:

Попы на "мерседесах" — это мои духовные пастыри, которым я отдаю свои заработанные деньги. Я хочу, чтобы они ездили на хороших машинах. Мне как-то обидно, что у муллы или раввина машина лучше и семью он лучше содержит. Я оплачиваю, не бюджет оплачивает.  

В интервью Лайфу режиссёр "Ученика" Кирилл Серебренников заявил, что Южин провоцирует только в комфортных условиях. Ему покровительствует школьная дирекция, а вызывающее поведение помогает завоевать авторитет среди одноклассников. Мы поинтересовались у Энтео, насколько комфортно ему устраивать свои акции. В ответ он снова обрушился с критикой на Серебренникова. 

Мы никогда не избегали наказаний. Моя соратница сейчас находится под уголовным делом. Я сидел десять суток в отделении, меня задерживали раз пятнадцать. Это гражданин Серебренников находится в очень удобной позиции. Чувак пилит бюджетные "бабосы" и ставит десятки спектаклей, которые все зиждутся на дешёвых провокациях. 

Наркотики, однополый секс, менты — у нас всегда будет хайп. Если у нас будет хайп, значит, будут "бабосы". Он присосался к истеблишменту и выполняет заказы верхушки — он продался. Его преступления, в частности оскорбление чувств верующих и пропаганда гомосексуализма, ему сходят с рук. Другие люди, не я, жаловались на него в органы. Самое главное: даже в его собственной тусовке не считают приличным человеком, потому что он вор. 

Напоследок мы узнали, каковы шансы Южина попасть в движение "Божья воля", лидером которого является Энтео. Активист заявил, что предварительно школьнику пришлось бы пару лет побыть на попечении священника.  

Если бы он пошёл в самом начале фильма к священнику, тогда да. Мы следим за духовным состоянием своих людей. Ко мне приходили люди, похожие на Южина. Если у человека проблема с духовным укладом, я сначала веду его к духовнику, а потом через год-два можно что-то делать. Возможно, через несколько лет после финала фильма Вениамин присоединился бы к нам.   

Читайте также:

Кирилл Серебренников: Герой "Ученика" играет в православного шахида

Школьный Энтео для Канн

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar