Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 октября 2016, 04:30

Весёлые и находчивые. Как КВН зарабатывает на "Сатириконе" Аркадия Райкина

Лайф разобрался, почему руководство "Сатирикона" предпочитает тратить бюджетные миллионы на аренду сцены Московского молодёжного центра "Планета КВН".


Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов, EAST NEWS, ОКНО В МОСКВУ

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов, EAST NEWS, ОКНО В МОСКВУ

19 октября Константин Райкин заявил, что "Сатирикон" находится на грани закрытия из-за недостаточного госфинансирования. Основное здание на реконструкции с 2015 года, поэтому труппе приходится много денег тратить на аренду помещений. Только за последний год "Сатирикон" потратил на аренду площадки в Московском молодёжном центре "Планета КВН" почти 61 миллион рублей. Как выяснил Лайф, на выбор площадки повлияло не только соседство центра и театра, но и тесные бизнес-связи директора "Сатирикона" Анатолия Полянкина с семейством Масляковых.

Как Масляковы помогли "Сатирикону" за 86,5 миллиона из бюджетаТелеведущий Александр Масляков с супругой Ангелиной. Фото: © EAST NEWS

Как показывает портал госзакупок, с 2015-го контракты с театром принесли бизнесу Масляковых 86,5 млн рублей. Всё бы хорошо, но руководство "Сатирикона" находится в тесной деловой связке с семьёй "главных кавээнщиков страны".

Согласно базе данных Kartoteka.ru, Райкина, Полянкина и КВН объединяет сложная структура бизнес-контактов, в центре которой расположена фирма под названием "Культподход". Кстати, журнал с почти одноимённым названием — "Культпоход" — Полянкин издавал вместе со своей супругой Альфирой Арслановой и дочерью Майей Арслановой, но в данном случае речь идёт об одноимённом ООО, которое занимается деятельностью ресторанов и кафе.

Как показывает Kartoteka.ru, "Культподходом" владеют "Райкин плаза", Альфира Арсланова, "Телевизионное творческое объединение АМиК" и Ангелина Маслякова. Подробный расклад по фирмам смотрите в инфографике. Особый же интерес представляют два последних участника. Ведь Ангелина Маслякова — жена Маслякова-младшего, или, как его называют на играх КВН, Сан Саныча. АМиК же объединяет все фирмы, управляющие деятельностью КВН. Это и "КВН продакшн", и "КВН сувенир", и "Дом КВН".

Последний актив стоит рассмотреть подробнее, ведь именно "Дом КВН" с 2015 года неизменно выигрывает многомиллионные госконтракты на аренду площадей для театра "Сатирикон". Родной театр Райкина с лета 2015 года находится на реконструкции, и труппе приходится ютиться на чужих площадках. Свою площадку услужливо предложил КВН: в двух шагах от "Сатирикона" у них как раз стоит знаменитый концертный зал "Московский молодёжный центр". Там обычно проводит свои выступления "Планета КВН".

Вот, например, один из последних контрактов, которые "Дом КВН" заключил с "Сатириконом" в июле 2016 года. За 9,1 миллиона рублей в месяц театр арендовал у кавээнщиков концертный зал на Шереметьевской. С одной стороны в сделке участвовала Маслякова как гендиректор "Дома КВН", с другой — Полянкин как представитель "Сатирикона".

Сделка проходила в форме закупки у единственного поставщика, то есть конкуренция отсутствовала. Для такой формы сделки необходимо жёсткое обоснование, почему заказчик был вынужден отказаться от конкурса. Заместитель Райкина по правовым вопросам Григорий Глоба в документах закупки объясняет, что театр не успевал начать показ спектаклей, поэтому пришлось отказаться от конкурсных процедур "по причине длительности сроков их проведения".

Член президиума Национального антикоррупционного комитета, бывший следователь Павел Зайцев считает, что такая причина отказа от конкурса — нарушение закона и признак "нечестной игры".

— Я считаю, что в данном случае основания для того, чтобы не проводить конкурс, явно вымышлены, придуманы, — уверен Зайцев. — И в результате была заключена сделка с заинтересованным лицом, и тут можно рассмотреть признаки не только заинтересованности, но и, возможно, какой-либо коррупционной составляющей. Во всём этом нужно разбираться правоохранительным органам.

По аналогичной схеме заключили другой контракт на аренду за март и апрель. Там, кстати, цена за месяц получилась гораздо меньше. Если в июле за использование зала фирме Масляковой заплатили более 9 миллионов бюджетных рублей, то здесь за месяц выходило в среднем по 4 миллиона.

В 2016 году вообще все закупки на аренду у "Сатирикона" проходили через единственного поставщика. Такая форма подряда позволила и Райкину, и Масляковым обезопасить себя от возможных обвинений в нарушении антимонопольного законодательства. Ведь в апреле 2015-го они уже наступали на эти грабли. Тогда закупка шла по стандартной конкурсной процедуре с несколькими участниками. Победила фирма "Динепс", получив право на предоставление площадей "Сатирикону" сроком на октябрь — декабрь 2015-го по цене 18 миллионов рублей. Но, как писали СМИ, незадолго до заключения сделки с "Динепсом" театр неожиданно отказался заключать контракт. Отказ "Сатирикона" бизнесмены посчитали нарушением закона и пожаловались в Федеральную антимонопольную службу. Проверка выявила несоответствие максимальной цены контракта, указанной в извещении. Однако, цитируют СМИ слова представителя "Динепса", театр на решение ФАС "плюнул". Угадаете, кто в итоге получил контракт? Правильно, "Дом КВН". "Динепс" собирается теперь идти в прокуратуру.

По мнению Зайцева, в самой схеме бизнес-отношений семьи Масляковых и Полянкина есть признаки нарушений закона.

— Конфликт интересов налицо. Это как минимум сделки с заинтересованностью. По-хорошему, в таком случае следовало бы отказаться от сделки, чтобы не компрометировать себя, — отметил Зайцев.

Таким образом, складывается удивительная мизансцена, где действующие лица с одной стороны — это "театральные" и коммерческие активы Райкина и Полянкина, а с другой — КВН. Антуража добавляет тот факт, что Ангелина Маслякова, владеющая долей в "Культподходе", одновременно работает гендиректором в "Доме КВН". Эта мизансцена выгодна как минимум семье Масляковых: государственные деньги от арендных платежей "Сатирикона" идут в их фирмы.

В театре Лайфу комментариев не дали. Константин Райкин не брал трубку.

Предприимчивый директор

Бизнес Анатолия Полянкина, не связанный с КВН, не менее занимателен. Директором "Сатирикона" он был назначен в 1996 году. С этого момента Полянкин развернул активную предпринимательскую деятельность. Он вовлёк в неё свою семью и худрука театра Константина Райкина, занявшего должность в 1987 году после смерти его отца и основателя театра Аркадия Райкина. Полянкин стал своего рода личным менеджером Райкина и уже 20 лет отвечает за все финансовые вопросы.

Мы строим с Константином Аркадьевичем свою страну. Пусть она будет маленькая, но богатая и глубокая
Анатолий Полянкин

В первую очередь Полянкиным и Райкиным был организован "Фонд поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина" в канун 85-летия со дня рождения артиста. Фонд призван поддерживать молодые таланты и материально помогать "Сатирикону". По задумке создателей, бюджет фонда должен складываться из благотворительных взносов.

Но одного фонда руководителям театра показалось мало. В 2003 году они учредили инвестиционную компанию "Арт-инвест", где сейчас у Полянкина и Райкина по 25%. Позже фирма "Арт-инвест" участвовала в уставном капитале "Райкин плаза" — той самой фирмы, через которую худрук и директор "Сатирикона" оказались связаны с семьёй Масляковых. Подробный расклад по фирмам смотрите в инфографике.

Фирма "Арт-инвест" до 2013 года владела долей в ещё одной компании — "Мастер юнион". Та производила деревянные стройматериалы и столярные изделия. На эту внешне неприметную компанию стоит обратить особое внимание: четыре года подряд, начиная с 2011-го, фирма заключала с театром "Сатирикон" многомиллионные контракты на производство декораций и бутафории. Часть из них оплачивалась за счёт бюджета. Другие театры почему-то не сотрудничали с компанией "Мастер юнион", которая в 2015 году закрылась.

Анатолий Полянкин засветился ещё в нескольких "юнионах", в том числе в действующей компании "Топ юнион", занимающейся рекламной деятельностью. Сейчас директор "Сатирикона" формально не связан с фирмой. Однако до 2009 года он имел там долю 51%. Более того, у компании "Топ юнион" и "Арт-инвест" один и тот же директор, а принадлежит фирма жене и дочери Полянкина.

Компания "Топ юнион", в отличие от "Мастер юниона", обслуживает не только "Сатирикон". Крупнейшие театры регулярно заказывают у фирмы рекламу. В 2012—2014 годах суммы контрактов превышали 25 миллионов рублей. В числе заказчиков — Театр наций, МХАТ имени Горького, МХТ имени Чехова, Театр Вахтангова, Театр Маяковского, Малый театр и другие.

 

При всём при этом декларация о доходах Анатолия Полянкина выглядит более чем скромно по сравнению с руководителями других театров. Так, за 2014 год он задекларировал 5,7 миллиона рублей заработка, а, например, худрук и директор МХТ имени Чехова Олег Табаков — 48 миллионов рублей, худрук Театра наций Евгений Миронов — около 43 миллионов рублей. В 2015 году доходы главы "Сатирикона" и вовсе снизились до 4 миллионов рублей. Также Полянкин заявил о владении автомобилем Lexus RX450H, двумя машино-местами (7,7 и 10,1 кв. м) и двумя квартирами площадью 130,4 и 77,4 кв. м.

Подвох заключается в том, что одна из квартир располагается в жилом комплексе бизнес-класса "Тихвинский дворик". Комплекс был сдан в 3-м квартале 2007 года, цена на квартиры начиналась от 550 тысяч за квадрат. То есть стоимость квартиры директора "Сатирикона", по самой минимальной оценке, составляет более 40 миллионов рублей.

Помимо самого Полянкина в числе совладельцев ТСЖ значатся Альфира и Майя Арслановы. Жена задекларировала квартиру, машино-место, Mercedes Benz В200, земельный участок площадью 1,2 тыс. кв. м и жилой дом — 423,2 кв. м.

Деньги театра

В 2015 году государство выделило театру "Сатирикон" около 191 миллиона рублей. По словам замминистра культуры Александра Журавского, эта сумма значительно выше среднего финансирования театров, расположенных в Москве. В 2016 году сумму ещё увеличили — добавили 44,3 миллиона рублей на оплату аренды площадок для проведения репетиций и выступлений театра. Таким образом, общая сумма финансирования театра в 2016 году составила 235 миллионов рублей.

 

Согласно данным Минкультуры РФ, "Сатирикон" заработал в 2015 году порядка 130 миллионов рублей. При этом Александр Журавский заявил, что за последние два года в театре под руководством Райкина стало выходить меньше премьер, а заполняемость зала в среднем составляет только 50%.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar