Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 ноября 2016, 10:15

Сергею Пахомову 50. Участник "Битвы экстрасенсов" — лучший современный художник

Обозреватель Лайфа Егор Беликов — о великом акционисте, звезде "Зелёного слоника", чьи достижения оценят только после его смерти.

Фото: © VK/Сергей Пахом-Пахомов

Такое ощущение, что Сергею Пахомову, известному по кличке Пахом, всегда было минимум 50 лет. Он никогда не выглядел молодо или хотя бы презентабельно: лысеющая голова, пока ещё покрытая торчащими в разные стороны седеющими волосами, клочковатая борода, неприличное брюхо. Пахомов выглядит как типичный неприятный мужик, сидящий напротив вас в вагоне метро. Вы бы постарались на него не смотреть и поскорее выйти на своей станции.

Но Пахом, в отличие от прочих неприятных мужиков, имеет своеобразную популярность. Ведь он звезда кино. Он снимался немного, всего в 15 фильмах и сериалах. Да и вообще все его роли неважны, кроме одной. Не каждый актёр может так прославиться из-за одной роли в фильме, который даже в кинотеатрах не показывали.

Однажды, в 1999 году, он снялся в экстремально малобюджетной картине Светланы Басковой "Зелёный слоник", которая станет вскоре известна всем пользователям Рунета. Там Пахом сыграл "поехавшего", безымянного младшего офицера, абсолютно сумасшедшего, сидящего на гауптвахте с другим бедолагой, которого он называет "братишка" (его сыграл Владимир Епифанцев).

Треш-фильм, разумеется, чудовищный, да его никто и не смотрел. Он снимался за три копейки, при этом он полон грязи, крови, фекалий и тщеты. Но фразы из фильма — колоритные, матерные — стали крылатыми. Безумная концовка с испражнениями, изнасилованиями, убийствами и суицидами и вовсе вселила ужас в интернет-обывателя. С тех пор он относится к Пахому с равной долей уважения и отвращения. Тогда же, кажется, Пахом и зародился как персонаж, причём не только в Сети, но и в реальной жизни. Мужичок, не интересный абсолютно никому до "Зелёного слоника", становится вдруг в глазах России блаженным, юродивым.

Судя по тому, что Пахомов заявляет на лекциях и в интервью, он имеет художественное образование. Его картины даже выставлялись у нас и за границей в 80-х. Биография артиста известна только в пересказе Сергея Игоревича, поэтому доверять ей нельзя, но другой информации всё равно нет. По его словам, он сидел в Кащенко, вместо того чтобы поехать воевать в Афганистан. С конца 80-х и до двухтысячных он изучал современное искусство по всему миру.

И ведь, действительно, считать, что Пахом — просто больной на голову мужик, который случайно стал мемом, — это не видеть главного в его личности. Настоящий художник всегда безумен, уж тем более художник современный. А что если на самом деле весь эпатаж Пахомова, вся его жизнь — это произведение искусства? И пока в России даже настоящие ценители до сих пор относятся к акционизму с пренебрежением. На наших глазах Пахомов годами проводил самую великую акцию в новейшей истории.

Его перформанс не начинался и не заканчивается. Великий Пахомов сделал произведением самого себя, возможно, даже не осознавая этого. Его персонаж Пахом (или дед Пахом) — юродивый мужик, злой и кошмарный тип с непредсказуемым поведением, непонятными мотивами и со святостью внутри. В Пахоме выражена вся космическая глубина российской алкогольной души, тёмной, непредсказуемой и пугающей, но мудрой. Да, дед Пахом — это просто очередной сумрачный мужик с улицы, но при этом он ещё и настоящий современный блаженный чудотворец.

Чтобы показать ещё и потустороннюю сторону своей многогранной личности, Пахомов участвовал в "Битве экстрасенсов" — театрализованной телепередаче про магов и чародеев. Возможно, он так и останется самым непознанным её участником. Между ряжеными, шарлатанами и мракобесами появился бомжеватого вида мужик, который зачем-то вставал в позу цапли из всё того же "Зелёного слоника" и между делом играючи решал загадки несчастных ведущих. Видно было, насколько Пахомов был духовно выше всего происходящего действа. После нескольких программ с рекордными рейтингами он сам уходит из проекта.

Кто же всё-таки Пахом? Лицедей или чародей, фрик или настоящий святой? Более того, как всегда, с акционным искусством возникает резонный вопрос. Вкладывал ли художник в свой поступок смысл или же он просто дурачок, который творит невесть что и корчит из себя творца?

Оскорбительно относиться к Пахомову как к банальному психу. Существует множество свидетельств того, что Сергей на самом деле абсолютно вменяемый и умный человек. Он почти десять лет был арт-директором сразу нескольких женских глянцевых журналов, работал с Валерией Гай Германикой над её сериалом "Бонус". Вне всяких сомнений, Пахомов был и является большим артистом и художником, а Пахом — одна из его ипостасей, правда, очень важная. Чувствуется, насколько Пахом близок Пахомову.

Вот я, Пахомов, сорокалетний москвич без образования — пою, танцую, **** [член] показываю, снимаюсь в запрещённых фильмах, употребляю наркотики, если они есть, беден как церковная мышь...
Сергей Пахомов

Мне довелось столкнуться с великим Пахомом дважды. Однажды я звонил ему по поводу короткометражного фильма "Курлык души" (очередная отсылка к "Слонику"), который собрались с ним снимать. Своим безмерно раздражающим скрипучим голосом он рассказывал мне, на каких улицах он собирается сниматься, заявил, что согласился участвовать только потому, что ему обещали оплатить такси. Ощущения от разговора были как от прикосновения к легенде.

В другой раз удалось посетить его так называемый бенефис в ночном клубе. Заикаясь и пошатываясь, Пахом кричал в микрофон нечленораздельные, но отчего-то смешные вещи, в которых упоминал говно, "Зелёного слоника", безумие и другие важные части его антуража. После перерыва он взял в руки сразу три микрофона и много часов орал в них разные звуки, пока все, включая меня, не сбежали.

Пахом невыносим, и в этом его самоотверженность. Он каждую секунду и до последнего исполняет свою роль, когда-то им придуманную, а теперь проживаемую постоянно. Сегодня Пахомову исполняется уже 50 лет, и он решил 50 раз пройти туда и обратно по Тверской улице с табличкой "50", как с веригами, на груди. Если будет время, подойдите к художнику и поговорите с ним о самом сокровенном, пока не стало слишком поздно.

Ведь оценят его великий перформанс лишь после смерти. Да и то вряд ли.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar