Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 ноября 2016, 11:30

"Хороший мальчик": кино про школу советского периода

10 ноября в российский прокат выходит комедия "Хороший мальчик" — история о школьнике Коле Смирнове, который волей судьбы (и сценариста) оказывается втянут в целый ряд нелепых ситуаций.

Кадр фильма "Хороший мальчик". © kinopoisk.ru

Кадр фильма "Хороший мальчик". © kinopoisk.ru

Девятиклассник Коля Смирнов (Семён Трескунов) живёт самой обычной жизнью. Идиллия длится недолго, и вскоре начинается настоящий кавардак. Коля влюбляется в симпатичную "англичанку" (Иева Андреевайте) и обращает на себя внимание дочери директора школы (Анастасия Богатырёва). Затем в любовный треугольник втягивает самого директора (Михаил Ефремов), учителя информатики (Александр Паль) и местного хулигана (Никита Суворов). За любовными драмами просвечивают бытовые — по городу бродит маньяк, кто-то поджигает школьную пристройку с новыми компьютерами, а отец Коли (Константин Хабенский) переводит семью на новый режим жизни — без сна. 

За этим водоворотом событий совершенно невозможно уследить. У "Хорошего мальчика" была, что называется, сложная творческая судьба — пять вариантов сценария за авторством Михаила Местецкого ("Тряпичный союз") и Романа Кантора были объединены в один, а в монтаж картины активно вмешивались продюсеры. И это не говоря о пятилетних поисках финансирования. Впервые Семён Трескунов, исполнитель главной роли, пришёл на кастинг, когда ему было одиннадцать лет.

Тем не менее перед нами редкий не только в отечественном, но и в мировом кинематографе случай, когда производственные проблемы не повредили финальному результату. Сюжетные линии калейдоскопически сменяют друг друга, и стоит выдохнуться одной, как её место тут же занимает другая. Когда же у героев иссякает тяга к авантюрам, на экране начинаются танцы — в лучших традициях Болливуда.  

"Хороший мальчик" ни на секунду не даёт зрителю не только заскучать, но и задуматься. Можно, конечно, списать это на долгое производство, однако фильм совершенно выключен из нашего времени. На экране причудливо смешиваются приморские пейзажи и небоскрёбы, русские народные костюмы и яркие олимпийки, братки из 90-х и сумрачные учёные советской закалки. Ни одной шутки на злобу дня, ни одной отсылки к современным реалиям — всё зависает в каком-то подростковом безвременье, где нет места политике и социальной сатире.

И это, как ни странно, выглядит достаточно свежо. Ещё с начала 80-х фильмы о школе ("Чучело", "Куколка", "Плюмбум") стали прочно вписывать во время. Дети перестали взрослеть как дети, они превратились в продукты своей эпохи. Показывать школьные годы как некое изолированное от окружающего мира время — чисто советская традиция, от которой сегодня почти ничего не осталось. Теперь школа — это всегда срез общества, причём зачастую не самый приятный.

Дети, как правило, оказываются гораздо жёстче взрослых, а их пороки приобретают в детях наиболее извращённые формы. Расслоение и упадок общества в "Школе" Германики, бессмысленная жестокость в "Классе коррекции" Твердовского, отчаянный бунт в "Училке" Петрухина, клерикальная агония в недавнем "Ученике" Серебренникова — вот лишь несколько примеров нового взгляда на школу. На школьниках препарируют социальные болезни, забывая, что при всём этом они остаются обычными детьми со всеми свойственными их возрасту увлечениями. 

В перечисленных фильмах мы видим школу глазами взрослых. Для них орущая ребятня во дворе — это ни в коем случае не весело, это зарисовка по мотивам "Повелителя мух". Авторы "Хорошего мальчика" рискнули взглянуть на школу глазами школьников, чьи мозги ещё не испорчены идеологией, чьи чувства искренни и легковесны. Даже во влюблённости Коли в учительницу нет ничего грязного. Все сексуальные подтексты смягчены — дети как будто уже в курсе всего, однако их флирт не имеет никакой цели, это скорее обычная игра. 

Именно так, наивно и без патетики, "Хороший мальчик" затрагивает едва ли не все проблемы взросления. Отец-тиран предстаёт милым чудаком, директор-многоженец — славным парнем, а школьный хулиган — мелким забиякой. Даже маньяк, который терроризирует окрестности, всего лишь писает на людей. Чистой воды утопия. Однако в мире, где о школе снимают только антиутопии, столь идилличный взгляд на вещи вспыхивает гораздо ярче. И не так уж и важно, что таких школ нет и, скорее всего, уже не будет. 

Читайте также: Актёры из "Хорошего мальчика" рассказали, как хулиганили в школе

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar