Что будут делать с затонувшим МиГ-29К?
Министерство обороны пока не приняло официального решения, что же будет делать с затонувшим во время посадки истребителем МиГ-29К. Журналист Лайфа Михаил Котов разбирается, какие в данном случае есть варианты.
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
После падения в воду самолёта МиГ-29К из авиагруппы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" встаёт вопрос: что теперь с ним делать? Оставлять его на дне Средиземного моря опасно, так как американцы имеют приличный опыт проведения "спасательных операций", в результате которых они становились обладателями почти новых самолётов, побывавших в одной аварии.
Поэтому в идеале надо сделать так, чтобы техника не ушла предполагаемому противнику, однако пока решение не принято. Это далеко не первый самолёт, потерянный "Адмиралом Кузнецовым": в 2005 году во время посадки Су-33 оборвался трос аэрофинишера, и самолёт упал с палубы. К счастью, пилот катапультировался и остался жив.
Самолёт затонул на глубине 1100 метров, и в прессе ещё долго обсуждался вопрос, будут ли его уничтожать глубинными бомбами, чтобы американцам не досталась техника (была версия, что на его борту находилась секретная аппаратура). Официально решение так и не было принято, однако некоторые источники утверждают, что место падения истребителя всё-таки забросали глубинными бомбами.
Сейчас ситуация схожая, глубины в этой части Средиземного моря от одного до полутора километров. Для того чтобы точно забросать бомбами участок, где лежит упавший истребитель, его сначала надо найти, а затем при помощи минных тральщиков засеять дно бомбами, что не гарантирует результата.
Дело в том, что для того, чтобы уничтожить подлодку времён Второй мировой войны, не требовалось точно попасть в неё, основную работу делала вода, бомба не обязательно должна была взорваться вплотную. В случае с уничтожением самолёта требуется практически прямое попадание.
Есть ещё надежда, что МиГ-29К попробуют вытащить. Правда, находящееся в составе Черноморского флота килекторное судно КИЛ-158 для этого не подходит, оно работает на глубинах до 300 метров, а приводить специально для подъёма судно с другого флота и устраивать "спасательную операцию" очень накладно. Вот пока и не объявлено никакого чёткого решения, вопрос повис в воздухе. Скорее всего, его в таком состоянии и оставят. Возможно, на удачу отстреляют серию глубоководных бомб без особого шанса на успех и спишут самолёт навсегда.
А жаль, тот же чёрный ящик очень помог бы в понимании, какая именно проблема стала причиной авиационного происшествия. Американцы уже поднимали в 1974 году часть советской подводной лодки К-129, затонувшей в северной части Тихого океана в марте 1968 года. Тогда им удалось достать часть вооружения и нужную информацию с глубины около 5000 метров. Ради этого они даже специально создали судно "Гломар эксплорер", оснащённое уникальным оборудованием для сверхглубоководных работ. Прискорбно, но, похоже, и в этот раз американской стороне подъём с глубин может оказаться нужнее, чем российской.
Материалы по теме:
"Первая потеря. В Средиземном море упал истребитель МиГ-29К: версии и факты"