Почему российской электронике нужен свой Трамп
14 декабря избранный президент США Дональд Трамп встретился в Нью-Йорке с топ-менеджерами и главами технологических компаний. Почему у Трампа может получиться то, что не получилось ни у одного российского чиновника от IT, и почему Владимиру Путину пришлось лично обращать внимание на IT и его развитие — в материале Лайфа.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков, © AFP/EAST NEWS
Человек, который вёл себя и выглядел на публике как владелец нефтяной вышки в Техасе из середины прошлого века — только ковбойской шляпы не хватало, — превратился в разумного бизнесмена и политика.
Собственно, уже сам факт встречи говорит о многом: Дональд Трамп айтишников всегда не очень-то жаловал. Основателю Amazon.com Джеффу Безосу Трамп вообще как-то пообещал "большие проблемы", когда станет президентом: его взбесило, что Безос купил The Washington Post, очень влиятельную с политической точки зрения газету. Но это был совсем другой Трамп, порой напоминающий старого пошляка Бенни Хилла из английского комедийного шоу.
Дональд Трамп на многое изменил свои взгляды. Или как минимум сделал вид. Но удачно.
— Я здесь, чтобы помочь вам, — заявил избранный президент, и IT-бизнес, до последнего настроенный если не враждебно, то настороженно, дал понять, что оценил это.
Инвестор-миллиардер Уилбур Росс, который тоже присутствовал на встрече, позже сказал, что "эти парни и администрация узнали друг друга намного лучше".
Дональд Трамп в доказательство своих наилучших побуждений (не исключено, что на него оказал влияние Питер Тиль, всегда намекавший, что Трамп разбирается в IT-технологиях как свинья в апельсинах и плохо себе представляет людей из Кремниевой долины) даже попросил всех звонить ему. Ну, если проблемы возникнут.
Правда, одну месть Трамп себе всё-таки позволил: не пригласил главу "Твиттера" Джека Дорси. По официальной версии — потому что компания слишком мала по сравнению с остальными. По неофициальной — за многое другое. За отказ помочь ему во время избирательной кампании. За то, что на каждом углу Джек Дорси заявляет, что шпионить за собственными гражданами, как это делает АБН, — последнее дело, и тут он не помощник. За демонстративно устроенное днём раньше онлайн-интервью в Periscope TV с опальным Эдвардом Сноуденом.
Так что, кому пряник в виде налоговых преференций (при условии, что играть все будут по правилам Трампа), а кому и кнут. Чтобы не забывались.
Почти незамеченным осталось внезапное включение в состав команды Трампа в качестве советников главы компаний Tesla Motors и Spice X Илона Маска, основателя сервиса Uber Трэвиса Каланика и председателя совета директоров PepsiCo Индры Нуйи. С последней всё понятно: всё-таки PepsiCo — вторая в мире по величине чистой прибыли среди компаний пищевой индустрии.
С двумя другими — Маском и Калаником — всё намного сложнее. Они оказались в команде не потому, что умнее других, — дураков в технологической отрасли в принципе нет.
Но в отличие от остальных, оба создали нечто, что можно увидеть и пощупать. Автомобили Tesla S ездят. Ракеты, пусть и не всегда удачно, но взлетают и садятся. SolarCity, циклопических размеров предприятие, — ещё не работает, но уже открыто.
Не то чтобы все наперебой бросились к Трампу с радостными объятьями, но нашли нужные слова. Всё тот же Джефф Безос назвал встречу с Трампом позитивной и заявил, что "инновации — это один из ключевых элементов, который позволит создать огромное количество рабочих мест по всей стране, во всех секторах экономики, а не только технологической отрасли: в сельском хозяйстве, инфраструктуре, производстве — везде".
Казалось бы, риторика до боли знакомая российским предпринимателям от IT. Который год мы слышим о том, что необходимо строить "инновационную экономику" и "увеличивать интеллектуальный потенциал". Не раз и не два затрагивалась тема возрождения промышленного производства, особенно потребительской электроники. Два последних года оказались особенно горячими для импортозамещения в IT-отрасли из-за введённых против России санкций. На рынок пытались выйти компании разного калибра, самым, наверное, ярким примером остался YotaPhone, который при своих хороших и плохих качествах имел одну особенность, которая довольно рьяно обсуждалась. Речь идёт о локализации сборки, которая проводилась в азиатских странах.
Аргументация руководителей Yota Devices была на первый взгляд логичной и понятной: создание сборочных линий в России не только сказалось бы самым катастрофичным образом на стоимости устройств, но и на качестве. Дело в том, что с развалом предприятий IT-сферы бывшего СССР, часть из которых вовсе оказалась на территории других стран, были утрачены не только кадры и материальная база, но и сама культура производства.
В чём-то схожие проблемы наблюдаются и в США, пусть и не в таких масштабах. Разница лишь в том, что непосредственное производство не "разваливалось", а меняло место прописки исключительно из экономических соображений. Но каковы бы ни были причины, последствия одни: точно так же средний американец недоволен качеством отечественных изделий, постепенно в некоторых нишах утрачивается культура производства, а люди лишаются работы. Неслучайно вопрос возврата производства стал одним из самых заметных в риторике Трампа во время предвыборной кампании. Чем же Трамп отличается от профессиональных популистов и просто далёких от отрасли функционеров, не раз обещавших "истинно российский смартфон"?
Различие в подходе. Практика назначения управляющими в IT-секторе профессиональных чиновников и бюрократов пока не принесла обещанных результатов, зато стабильно даёт им возможность пиариться в СМИ и сообщать о своей важности. Зато по прошествии определённого времени с лёгким сердцем можно будет сообщить о неожиданно возникших трудностях и изменившихся экономических обстоятельствах. "Не получилось, не срослось". В то же время, Дональд Трамп, хотя и ещё более успешный пиарщик самого себя, всё-таки имеет вес именно благодаря своему бизнесу, более того, и выход к СМИ он имеет как раз благодаря обширному финансовому состоянию. Не является секретом, что просто как общественный и политический деятель он не пользуется популярностью у истеблишмента США.
В итоге мы имеем дело через Берингов пролив с харизматичным, но активным дельцом до мозга костей, который, судя по встрече с главами IT-компаний, умеет находить общий язык даже с бывшими врагами. С другой — уже на своей родине мы регулярно слушаем и читаем хорошо говорящих и выглядящих функционеров, говорящих о скорых и неминуемых "инновационных" прорывах здесь.
Но не всё так плохо. Во время послания Совету Федерации В.В. Путин сделал особый акцент на IT-сфере. Есть надежда, что повысить долю высокотехнологичной продукции всё же получится, пусть и постепенно. Дело за малым — найти и вырастить у нас своих Масков и Калаников.