Альтернативный транспорт Петербурга: не везёт так не везёт
Этим летом Петербург получит новые велодорожки, но может остаться без городского велопроката. Не порадует и транспорт, "бегущий по волнам": автобус-амфибию запустят только в следующем году, а аквабусы и вовсе ушли на дно.
Коллаж. Фото: © flickrc.com / Pieter Edelman / Alexxx Malev
Куда поедет велопрокат?
Фото: © flickr.com / Vladimer Shioshvili
72% петербуржцев недовольны качеством услуг городского велопроката. Таков итог двух лет работы компании "Велогород", взявшейся реализовать модную идею.
В 2016 году в Петербурге работало около 100 станций, где можно было взять на время голубой велосипед. Оборудование регулярно давало сбой (велосипед было невозможно то сдать, то взять), транспорт и сами станции износились. Незащищённые же GPS-трекерами велосипеды часто оставались ночевать в парках и парадных или вовсе уходили в частные руки.
На совещании в Смольном представители компании поделились планами на будущий сезон. Но намерения сократить, усовершенствовать, а затем и наверстать упущенное вызвали недовольство чиновников: ведь бюджет выделяет на это деньги.
Велопрокатчикам дали неделю на корректировку плана. Если он не устроит Смольный, будет объявлен конкурс на услуги велопроката.
Городу следовало изначально пойти по этому пути, считают эксперты.
— Нужно установить жёсткие критерии для организаций велопроката, обязать их поддерживать качество услуг, развивать сеть и, конечно, оценивать выполнение этих обязательств, — сообщила Лайфу Дарья Табачникова, советник по велотранспорту вице-губернатора Игоря Албина.
По её мнению, если конкурс будет объявлен сейчас, то есть опасность, что ни "Велогород", ни другие участники не успеют к нему подготовиться. За организацию проката могли бы взяться частные структуры с проектами наподобие автомобильного каршеринга, но это маловероятно, говорит Дарья Табачникова.
Кроме того, город уже объявил конкурсы на проектирование велодорожек по пяти маршрутам. Сами дорожки построят к июлю, в бюджете на эти цели предусмотрено 130 млн рублей.
Такую же сумму планируется дополнительно запросить из городской казны ещё на несколько веломаршрутов в разных районах города. Если план осуществится, то длина велодорожек в Петербурге вырастет почти на 100 км.
Земноводный экспресс
Фото: © flickr.com / Pieter Edelman
Чуть позже, чем хотелось бы, но всё-таки появится в Петербурге ещё один "альтернативный" вид перевозок — автобус-амфибия. Этот транспорт возит туристов по суше, а потом съезжает со специального причала в реку и демонстрирует им виды города с воды.
Автобус-амфибия для Петербурга уже изготовлен и проходит ходовые испытания в США, затем его ждёт инспекция Российского речного регистра, рассказал Лайфу инициатор проекта, петербургский предприниматель Данила Семёнов. На старте проекта возникал вопрос: как поставить на учёт транспорт, осуществляющий перевозки и на суше, и по воде. Компромисс по основным вопросам допусков уже найден.
Ожидалось, что первые земноводные экскурсии состоятся в 2017 году, но по ряду причин их запуск переносится на год. Дело в том, что для амфибусов надо оборудовать специальные конструкции со спуском, который позволит им съезжать на воду и подниматься на сушу. Основной такой "причал" будет организован в западной части острова Серный в районе яхт-клуба, где есть подходящий для этих целей слип. Из-за реконструкции участка набережной Макарова и моста сделать спуск в этом году не удастся.
— Других мест недалеко от исторического центра, где есть возможность спускаться в Неву, мы пока не нашли. А пляжи и спуски на Заячьем острове мы не рассматриваем в силу специфики организации дорожного движения в этом месте, — рассказал Данила Семёнов.
Таким образом, автобус-амфибия впервые посетит Петербург ориентировочно в мае будущего года, с открытием навигационного сезона — 2018.
Второй спуск, возможно, появится на Университетской набережной. Сейчас идут согласования с КГИОП. Работа с комитетом займёт около года. Но, возможно, предприниматели сосредоточатся на острове Серный.
Аквабусы ушли с концами?
Фото: © РИА Новости/Вадим Жернов
Если у "амфибий" есть перспективы, то другому водному транспорту Петербурга — аквабусам — совсем не везёт. По рекам "северной Венеции" они откатали всего пять лет.
В отличие от амфибусов аквабусы имели шансы вписаться в сеть регулярных пассажирских перевозок. Но город, сама география которого диктует необходимость водного транспорта, не стал развивать маршруты, привязывая их к основным транспортным узлам, а назначил аквабусы "аттракционом для туристов" и взвинтил стоимость проезда. А потом отказывался от субсидий.
В прошлом году движение "Красивый Петербург" выработало рекомендации по реорганизации системы аквабусов, чтобы превратить их в полноценный общественный транспорт. Однако, сославшись на недоработки, чиновники отклонили идею возрождения аквабусов.
— Агентство внешнего транспорта предложило взамен создать сеть городских причалов и сдавать их в аренду бизнесу. Это может быть интересно для организации туристических маршрутов, но никак не общественного транспорта, — рассказал Лайфу координатор "Красивого Петербурга" Стив Каддинс.
Общественники подсчитали, что для выхода на самоокупаемость аквабусам при нормальной организации маршрутов требуется примерно пять лет. До этого водным маршруткам, как и любому другому общественному транспорту, нужны субсидии. В конце концов, проводит аналогию Стив Каддинс, "субсидируются" даже автомобилисты, для которых за счёт бюджета строят и ремонтируют автотрассы.
Надежды на то, что город возобновит работу аквабусов хотя бы в 2018 году, есть. Однако, судя по данным городского арбитража, сейчас в состоянии банкротства находится последний и самый стойкий из всех участников этого рынка.