Сотовый оператор "Тинькофф мобайл" — новая "Yota для хипстеров"?
Олег Капранов — о причинах, которые побудили сотового оператора Tele2 начать реализацию совместного проекта с Олегом Тиньковым.
Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Группа "Тинькофф банка" запустит виртуального мобильного оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) на сетях Tele2. Оператор "Тинькофф мобайл" будет запущен в конце года, сообщил основатель и основной владелец банка Олег Тиньков в своем аккаунте в Facebook.
И в этой новости удивителен не сам факт запуска MVNO-оператора. Мало ли их уже было? Свои проекты с раздачей SIM-карт даже "Ашан" запускал. Нишевые предложения, заточенные под нужды и сценарии потребления той или иной группы пользователей, — это крутая вещь, которая даёт возможность найти идеального для себя оператора.
Занятно другое.
"Тинькофф банк" — это модный банк. Модный в том смысле, что им пользуются хипстеры и прочая молодёжь, которая прётся от всех этих клёвых штуковин вроде заказа карт через приложение и общения с операционистом в чате. И это действительно отличные штуковины — и удобные более чем. Мало кто любит стоять в душной очереди к окошечку операциониста, чтобы сделать пустяковую операцию со счётом. А ещё все эти мгновенные переводы… Ляпота (с) одним словом.
Проблема только в том, что оператор Tele2, несмотря на свою мощную (и модную) рекламную кампанию, совсем не ассоциируется с модой. Что ещё более важно: он совсем не ассоциируется с хипстерами и московским регионом, где они преимущественно обитают. А ассоциируется Tele2 с провинцией, с людьми спокойными, скромными, простыми, консервативными — своеобразными реднеками российского розлива. И тарифы у оператора для них же — никаких шальных безлимитов и ориентации под соцсеточки: в первую очередь минуты и СМС в пакетах, а затем уже и трафик в гигабайтах.
И ладно бы, если бы речь шла только про ассоциативный ряд. У Tele2 есть проблема иного порядка: оператор этот в Московский регион заходил позже всех и частот 2G — базовых, основы основ — у него здесь нет. Соответственно, и качество покрытия оставляет желать лучшего. И разумеется, в "Тинькофф" это понимают. Как понимают это и в Tele2.
И что же тогда получается? Какова может быть цель этого сотрудничества?
Чтобы ответить на этот вопрос, можно вспомнить, что у хипстеров уже был сотовый оператор — Yota. Точно такой же модный MVNO-проект, но работающий на частотах "Мегафона". И тоже вся работа выстроена через приложение, а реклама наполнена смайликами, шоу на трапеции и прочими свистелками. И не далее как в январе Yota объявила о новой линейке тарифов, нацеленной на простых людей. В кулуарах тогда спикеры Yota признавались, что целевая аудитория — те самые хипстеры, уже освоены. И теперь нужно идти к более широкой аудитории, которая считает деньги более пристально, а вот в безлимитах, за которые приходится переплачивать, пусть и не явно, не особо нуждается.
То есть иными словами — к хипстерам теперь отправляется Tele2. Они простых людей уже освоили, доля рынка у них небольшая, но стабильная, но налицо известная стагнация. Так что сам бог велел идти к новой аудитории за очередной порцией роста.
Получится ли из этого что-то? Большой вопрос. Но у сотрудничества Tele2 и "Тинькофф" есть как минимум одно серьёзное преимущество перед Yota — создатели и акционеры проекта хотя бы примерно понимают, зачем им всё это нужно.
А это уже немало.