"Титаник утонет". Первые отзывы на фильм Джеймса Кэмерона
На 105-ю годовщину трагедии "Титаника" Лайф вспоминает, что писали критики о фильме Джеймса Кэмерона. Фильм слишком долго длился, у многих были претензии к достоверности картины, а любовная линия Джека и Роуз, по мнению рецензентов, была написана и снята очень поверхностно.
Про "Титаник" Джеймса Кэмерона нет никакого смысла что-то рассказывать. Даже тем, кто не смотрел историю любви Джек и Роуз на обречённом лайнере, известно про до сих пор не побитый рекорд одиннадцати "Оскаров" и бешеную международную кассу в $2,1 млрд, с которой фильм 12 лет пробыл на первом месте.
Награды и деньги дополнены культурным весом ленты: согласно сайту iCheckMovies, который собирает и обрабатывает официальные и неофициальные списки фильмов со всего Интернета, "Титаник" занял свои позиции в 21 списке лучших картин мира. Шедевры вроде "Дня сурка", "Крепкого орешка" или "ВАЛЛ-И" не входят и в двадцать.
Но не все зрители и критики выходили с премьерных показов фильма в 1997 году, пророча фильму статус признанного шедевра. Наоборот, нашлись те, кому фильм показался дорогостоящей затянутой тягомотиной.
"Любовная линия не раскрыта"
Фото: © КиноПоиск/"Титаник"
Рецензии на "Титаник" в начале его проката можно сравнить с обзорами каких-нибудь нынешних "Трансформеров". Каждый рецензент начинает материал с упоминания бюджета ленты, добавляя к сумме в $200 млн слова "астрономические" или "ошеломительные".
Этот фильм должен был сбить нас с ног. Вместо этого мы постоянно ловим себя на непростительной мысли "да тони уже быстрей"
Дессон Хоу, критик The Washington Post
Дальше обзоры описывают, что крушение лайнера посреди Атлантики у Кэмерона получилось, а эмоции и любовная линия между героями — нет. То есть цистерны пролитых девичьих слёз никак не трогают критиков, которые просят режиссёра вернуться к сочинению забавных фразочек для Арнольда Шварценеггера.
По мнению критиков, роман героев был описан очень поверхностно, а трагедия лишена эффекта присутствия.
Человеческие ценности либо отсутствуют, либо с ними нелепо обходятся. В трагедии, унёсшей жизни 1500 человек, нет ни силы, ни эффекта присутствия
Критик Мик Лесалль
"Всё было не так"
Фото: © КиноПоиск/"Титаник"
Некоторые критики придираются к реалистичности. Несмотря на экспедицию Кэмерона в место затопления корабля, кадры из которой используются в начале фильма, несмотря на его придирки и ссоры со съёмочной командой на тему костюмов, мебели и посуды, нашлись авторы, которые посчитали фильм недостаточно правдоподобным.
Забудьте о детях и женщинах, как насчёт правды и реализма?
Критик Эд Винфилд
На самом деле в фильме есть одно-единственное упущение. Учёный Нил де Грасс Тайсон несколько раз писал Кэмерону обстоятельные письма, в которых объяснял, что картина звёздного неба над местом катастрофы явно взята "с потолка". Астрофизик приложил свои исследования о том, как именно оно выглядело в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в точке затопления корабля.
Кэмерон — известный педант со страстью к мелким деталям — заставил компанию по производству спецэффектов перерисовать небо в финальных сценах к премьере 3D-версии фильма, выходившей в прокат в 2012 году, на столетнюю годовщину гибели корабля.
"Слишком долго"
Фото: © КиноПоиск/"Титаник"
Сразу несколько критиков отметили, что 195-минутный "Титаник" так же неповоротлив, как и корабль, которому посвящён фильм. Суть претензий сводилась к тому, что спустя два часа, когда прочие ленты уже подводят зрителя к титрам, кэмероновский бегемот только проходит экватор истории, превращаясь в фильм-катастрофу.
На отметке в два часа, где большинство фильмов имеют обыкновение заканчиваться, этот бегемот только приходит в подобие сознания
Критик Кеннет Тарен, Los Angeles Times
Плохая комедия
Фото: © EAST NEWS/PARAMOUNT/20TH CENTURY FOX
Констатируя провал, критики не стеснялись дурацких шуток на морскую тему. Практически в каждой ругательной статье фильм либо называли "самой по себе катастрофой", отправляли Кэмерона "кормить рыб", сравнивали просмотр фильма с плаванием в ледяной воде или утверждали, что "Титаник" — "фильм на дне", "не нашёл свой фарватер" и "напоролся на мель".
Все эти неловкие шутки на тему грандиознейшей катастрофы в истории пассажирского мореплавания превзошёл в своей оригинальности журнал Salon. Обзор на "Титаник" вышел там с заголовком, от которого автора хочется утопить в холодной Атлантике — за дурновкусие.
"Буль-буль-буль"
Заголовок рецензии на "Титаник" в журнале Salon
Три с половиной из десяти
Фото: © КиноПоиск/"Титаник"
И эти безумные вещи писали не студенты киноведческого или просто любители кино, а состоявшиеся, умные и уважаемые люди. Прекрасно известно, что было дальше: миллиарды долларов, награды, хвала — "Титаник" плыл дальше, подминая под себя всех недоброжелателей. Сегодня это один из главных кандидатов на место в коллекции Национального реестра фильмов США, а вот имена критиков, ругавших "Титаник" 20 лет назад, заставляют чесать голову.
Ходите в кино. Смотрите фильмы. Составляйте своё мнение. Обсуждайте, делитесь, защищайте фильмы, которые нравятся только вам, и нападайте на всеобщих любимчиков. Только не читайте критиков. Как показывает практика, они иногда не видят шедевры, даже когда те в прямом смысле проплывают у них перед носом 60-тысячетонным кораблём.