Большой куш. Как компании по прокату автомобилей наживаются на клиентах каршеринга

13193

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

Пока крупные каршеринговые компании перевозят автомобили в регионы, мелкие игроки диктуют водителям собственные правила игры и зарабатывают на автолюбителях во время режима самоизоляции.

Непаханое поле

После того, как автомобильный трафик в Москве упал на 75 процентов, изменения обстановки почувствовали на себе и каршеринговые компании. Падение спроса на краткосрочную аренду, а потом и полный запрет каршеринга в Москве и области в целях безопасности стали для агрегаторов неприятным сюрпризом. Даже перед крупными каршеринговыми операторами встал вопрос — как заработать в кризис и не держать тысячи машин на стоянках?

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Каршеринг — это сервис кратковременной аренды автомобилей. Чаще всего поминутной. В Москве крупные игроки предлагают для аренды как бюджетные, так и премиум-автомобили по цене от шести-семи рублей за минуту поездки. В резко изменившихся условиях аренды агрегаторам пришлось экстренно поменять и тарифную сетку. У некоторых компаний вместо поминутной аренды стала доступна аренда на сутки и более.

Крупные агрегаторы решили взять паузу — в приложении для бронирования автомобиля в Москве пока недоступна ни поминутная, ни посуточная аренда.

Пользователи каршеринга уже почувствовали разницу: поминутная аренда автомобиля на 24 часа из расчёта в 7,5 рубля обошлась бы пользователю почти в 11 тысяч рублей. Однако за аренду каршерингового автомобиля на несколько суток аккурат за день-два до введения режима самоизоляции просили две тысячи рублей в сутки, что почти в шесть раз ниже обычного поминутного тарифа.

Кроме того, машину предлагали доставить прямо до подъезда и в большинстве случаев это будет абсолютно неприметный автомобиль — фирменную плёнку на время карантина с машин стали удалять. Так отдельные сервисы пытались хоть немного заработать до вынужденного простоя, но не вышло — окно возможностей закрылось вместе с указом мэра столицы. PR-директор компании "Делимобиль" Алёна Балакирева пояснила, что временно каршеринг не может функционировать в привычном режиме, поэтому часть автомобилей отдали на доставку.

Все машины, которые выводятся из сервиса поминутной аренды и отдаются в сервис доставки, лишаются преимуществ по парковке, то есть они перестают на время быть общественным транспортом. Главная цель вывода части автомобилей в доставку — поддержание активности сервиса, обеспечение функционирования всей инфраструктуры и выплата зарплат сотрудникам

Алёна Балакирева

PR-директор компании "Делимобиль"

Представители сервисов "Яндекс.Драйв" и Belka Car проигнорировали запросы Лайфа относительно ситуации на рынке каршеринга, однако нужно заранее пояснить и другой вопрос, связанный с правами и обязанностями каршеринговых компаний. Снимать с машин фирменную плёнку и передавать их в каком-либо виде для долгосрочной аренды большие каршеринги не имеют права. За такое нарушение есть риск не только получить крупный штраф, но и лишиться лицензии на работу в Москве, однако прокатные компании всё равно предлагают взять машину в аренду, и режим самоизоляции никого не смущает.

Не торопитесь доставать кошелёк

В стоимость поездки на каршеринге входит определённый километраж, а оформленная на автомобиль страховка чаще всего без ограничений. На этом подарки сервиса заканчиваются и наступает суровая реальность: перерасход пробега оплачивается дополнительно, а штрафы могут возникнуть на ровном месте даже в тот момент, когда машина будет стоять во дворе. У небольших компаний по прокату автомобилей, включившихся в битву за клиентов во время самоизоляции, свои особенности. И не все из них приятные.

Главный козырь небольших компаний в период самоизоляции — активная реклама. В социальных сетях, в том числе в тематических группах, посвящённых каршерингу, такие компании размещают рекламу, привлекая клиентов. Однако звонок в одну из прокатных компаний Москвы показал, что на деле история с бронированием автомобиля от noname-компании может обернуться проблемами с законом. У небольших компаний своё осознание такого термина, как клиентоориентированность, поэтому в договоре аренды внезапно возникает целый ряд условий, многих из которых нет при каршеринге.

Залог. Первый камень преткновения сервиса по прокату автомобилей. За бюджетный VW Polo или Hyundai Solaris "прокатчики" в первую очередь требуют живые деньги. В среднем десять тысяч рублей на весь срок.

Страховка есть, но ответственность на клиенте. В прокатных компаниях интересный подход к безопасности клиента. Полис ОСАГО оформляется на каждый автомобиль, но никаких вопросов к клиенту не возникает только до момента, пока ущерб по ДТП не превышает 15 тысяч рублей. Если он больше, то с арендатора начинают "трясти" деньги на ремонт. Такое требование противоречит закону, согласно которому порог по выплатам ОСАГО составляет 400 тысяч.

О каждом выезде за город нужно предупреждать. В этом, пожалуй, состоит ключевое отличие мелких "частников" от крупных компаний. В крупных агрегаторах каждую машину "видят" по данным GPS и перемещение не ограничивают. А вот аренда автомобиля у стороннего сервиса требует "согласования" маршрута на движение. Причём делать это нужно заранее, за час-два до совершения поездки.

"Золотые" обязанности. Особенность небольших прокатных компаний в том, что все риски за автомобиль они стараются переложить на клиента. Дополнительная страховка с полисом каско на автомобиль +500/1000 рублей в сутки к стоимости аренды, круглосуточная поддержка и эвакуатор — ещё 1000 рублей в сутки. И это при том, что даже небольшие каршеринговые агрегаторы предоставляют клиентам расширенную страховку ОСАГО и бесплатный эвакуатор в случае поломки или ДТП.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Базовая стоимость. Особенность калькулятора аренды автомобиля в таких компаниях состоит в дополнительных услугах. К примеру, бюджетную иномарку на автомате в Москве можно выгодно арендовать только в том случае, если договор заключается на 30 дней, а клиент оплачивает всю сумму сразу. Нет всей суммы? Тогда аренда увеличивается на 300 рублей в сутки. Если автомобиль нужен не не месяц, а на пару недель, тогда придётся заплатить ещё 300 рублей в сутки сверху.

Мягкое удушение

Особенно внимательно нужно относиться и к договору рассрочки, который такие компании предлагают клиентам. Адвокат и директор "Центра гражданской безопасности" Андрей Кириенко отмечает, что у небольших компаний тоже немало соблазнов по обману клиента.

Самое важное — итоговая стоимость договора. Если она радикально отличается от того, что было согласовано, то откажитесь от подписания. Ни в коем случае не оставляйте в залог документы, особенно паспорт. Оплачивайте договоры только наличными. В отличие от каршерингов, которые любят списывать небольшие суммы за мелкие нарушения, нечистый на руку сотрудник может списать все деньги целиком. Строго говоря, если клиент решил взять автомобиль в прокат у такой компании, то сразу после завершения договора стоит подстраховаться и перевыпустить карту. Если оплата проходила по безналичному расчёту, то это может быть чревато потерей всех денег

Андрей Кириенко

Адвокат, директор "Центра гражданской безопасности"

Юристы отмечают, что кроме очевидных финансовых уловок в договорах таких компаний можно найти пункт об ответственности в случае угона автомобиля или его повреждения. Здесь нужно повторить и зафиксировать главную мысль: если определённые требования и условия в договоре кажутся незаконными, значит, скорее всего, так оно и есть. Для собственной безопасности попросите текст договора с указанными суммами и покажите документ юристу.

Зато никаких сложностей с оформлением документов на передвижение не обещают. Напротив, заключать договоры на аренду автомобилей с клиентами небольшие компании начинают только после проверки цифрового пропуска, который оформляется для любых поездок по столице. Сотрудники прокатных компаний утверждают, что автомобиль "привязывается" к цифровому пропуску как "личный транспорт", хотя по документам вообще может принадлежать юридическому лицу.

Определённая параллель между методами работы каршеринга и небольших прокатных компаний при очевидной разнице в подходах всё-таки прослеживается. И те и другие, скорее всего, изначально настроены на сотрудничество и заинтересованы в том, чтобы пользователь добросовестно ездил на автомобиле, соблюдал правила и платил деньги. Однако в случае спорной ситуации любая невнимательность водителя будет трактоваться в пользу компании, а дело может дойти и до кражи банковских данных, и до суда за причинение ущерба собственности.

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1