Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Еда с последствиями. Как не отравиться, заказав еду с доставкой

В условиях самоизоляции сервисы доставки еды пользуются большим спросом. Ресторанам упростили условия регистрации в "Яндекс.Еде" и снизили комиссию в Delivery Club. Кроме того, у некоторых частных общепитов есть своя доставка. Как не нарваться на некачественную еду и не отравиться блюдами из рук курьера?

2683
Post cover

Фото © Shutterstock

Готовить на карантине приходится завтрак, обед и ужин. Ещё и на всю семью. Пока что нет возможности забежать в любимое кафе и избавить себя от готовки и последующего мытья посуды. Самоизолированных от бытовухи может спасти доставка еды. Но иногда нежелание своими руками испечь пиццу или пожарить картошку может стать причиной отравления.

Заказали с женой роллы в пятницу вечером. Решили поддержать локальные заведения, поэтому выбрали не проверенный ресторан, а ранее нам неизвестный. Мало того, что само блюдо было так себе: рис разваливался, соевый соус был сладким, палочки не положили вообще — так ещё и ночью нам обоим стало не по себе. Отравились жутко, — рассказал Николай из Мытищ.

Агрегаторы доставки не гарантируют качество или вкус еды, которую вы получите. Сервис "Яндекс.Еда" в период карантина сократил время подключения новых заведений к платформе с семи суток до одного дня. Все новые рестораны на платформе попадают в отдельную подборку в приложении и на сайте, где их может увидеть больше пользователей "Яндекс.Еды". Чтобы подключиться к агрегатору, нужно оформить заявку, после чего специалисты сервиса проверяют отзывы о заведении, оценивают его соцсети, то есть если потребители активно жалуются на качество еды в кафе или ресторане — "Яндекс" его не зарегистрирует. В иных случаях даже условные "роллы из подвала" с красивым инстаграмом могут попасть в подборку сервиса.

Delivery Club запустил программу поддержки локальных ресторанов, на три месяца обнулив комиссию для новых несетевых заведений, доставляющих заказы своими силами, и предоставив им маркетинговую поддержку. Нулевая комиссия действует и для тех несетевых заведений, которые подключились к сервису с 15 марта 2020 года. Кроме того, теперь любой желающий может написать Delivery Club о своём любимом заведении, которого до сих пор нет в агрегаторе, представители сервиса сами свяжутся с общепитом и предложат ему сотрудничество.

То есть какого-то специального контроля качества заведения у агрегаторов нет. Но хотя бы есть порог входа по отзывам.

Доставка для отчаянных

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

"Роллы, суши, пицца. Заказывайте" — такие объявления часто появляются в лифтах, на досках в подъездах и на флаерах в почтовых ящиках. Заведения предлагают доставить еду в обход "Яндекс.Еды", Delivery Club и прочих агрегаторов, чтобы не платить им комиссию. Как рассказал Лайфу бывший работник суши навынос в Кургане Илья, у точек, которые доставляют суши, роллы, пиццу самостоятельно, зачастую нет ни разрешений санэпидемстанции и Роспотребнадзора, ни сменной обуви для персонала, ни соблюдений санитарных норм.

Если человек заказывает еду в таком месте, он должен понимать, что риск отравиться, съесть некачественные или испорченные продукты очень высок. Заведение экономит на всём. Как-то наказать общепит в случае отравления будет очень сложно, очень часто покупателю даже чек не выдают о продаже и доставке еды, то есть вы никак не докажете, что отравились именно тут, — отметил Илья.

В середине марта во Владимире прошла проверка в одном из популярных местных заведений, которое готовило роллы, пиццу и суши с доставкой. Выяснилось, что к работе были допущены сотрудники с признаками заболевания верхних дыхательных путей, доставщиков не проверяли на гнойничковые заболевания поверхностей тела, готовые блюда никак не проверялись, уличная одежда хранилась как попало, не соблюдалось товарное соседство. Роспотребнадзор закрыл заведение на месяц и привлёк владельца к административной ответственности.

Заказывать блюда в маленьких заведениях, которые рекламируются в вашем лифте, можно только по рекомендации кого-то из хороших знакомых. Отзывы в соцсетях и на форумах могут быть подставными: повар попросил своих одноклассников, соседей и родственников написать похвалу роллам и пицце, а вас потом выворачивает. Но даже советы от близких лучше не принимать за чистую монету, а всё-таки заказать блюда в тех заведениях, где вы уверены и во вкусе, и в качестве.

Куда жаловаться, если всё-таки отравились?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Если всё-таки пришлось страдать после заказа готовой еды на дом и вы хотите наказать обидчика, будьте готовы к тому, что призвать общепит к ответственности довольно сложно. Вам необходимо доказать, что отравление произошло именно из-за пищи этого конкретного заведения. Во-первых, при получении доставки обязательно проверьте чек и сохраните его хотя бы на два дня. Во-вторых, не пытайтесь заниматься самолечением, если страдаете от рвоты или жидкого стула.

Вам необходимо обратиться к врачу и зафиксировать факт отравления — требуйте медицинскую справку, в которой будет указано, что отравление наступило в связи с употреблением некачественных продуктов. Если вы отравились не в одиночку, а с кем-то ещё, кто ел доставленную еду, — доказать вину заведения будет чуть проще. Но ресторан может настаивать на том, что вы что-то некачественное или несвежее съели за два-три часа до того, как получили доставку. В частной клинике можно провести исследование содержимого желудка, но и это не всегда может доказать вашу правоту — вы же действительно что-то ели до доставки.

Чтобы привлечь внимание к своей проблеме, призвать заведение к ответственности и уберечь других людей от подобных проблем, напишите о случившемся в корректной форме в соцсетях, в отзывах, на форумах. Если заказывали через агрегатор — пожалуйтесь и ему тоже.

Напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если проблемы со здоровьем более серьёзные: вы повредили пищевод, появились боли в желудке, обострились хронические заболевания ЖКТ или возникли какие-то другие сложности, — можно обратиться в суд на основании закона "О защите прав потребителей". Но имейте в виду: у вас должны быть доказательства отравления, иначе суд не будет рассматривать ваше дело, а ресторан останется без наказания.

В сложившейся ситуации постарайтесь беречь своё здоровье: не нервничать и питаться правильно, для этого идеально подходит домашняя еда или блюда из проверенных заведений с доставкой. Главное — не забывайте мыть руки. Сегодня это особенно важно.

Выбор редакции