Чем кормить первоклассника? Советы врача-нутрициолога
Первого сентября первоклассники переходят в новый статус (и новую реальность) — из дошкольников они превращаются в школьников. Новые правила поведения, новый режим дня, новые отношения — ко всему этому надо привыкнуть. Как сделать процесс адаптации к школе более гладким, на какие режимные моменты стоит обратить особое внимание, чем кормить вашего маленького труженика, расскажет наш эксперт, врач-нутрициолог Елена Мотова.
Фото: © РИА Новости/Артем Креминский
Недетский стресс
К резко изменившемуся укладу жизни ребёнок должен адаптироваться. Это значит, что первые 3—4 недели в его организме в буквальном смысле бушует буря. Нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая системы работают на пределе своих возможностей. Чтобы понять, какого уровня стресс испытывает ребёнок, представьте, что в один прекрасный день вы должны переехать в другой город, чтобы пойти на работу по новой специальности в неизвестный коллектив со строгим начальником. Да к тому же местные жители говорят на не совсем понятном для вас языке. Период адаптации к школе у первоклассника может длиться от двух месяцев до полугода. Физиологически зрелый, здоровый, уравновешенный ребёнок справится с ним легче, но только в том случае, если к нему не предъявляется чрезмерных требований. Многим детям сложно физически и психологически справляться со школьной жизнью и нагрузками, с этим связаны трудности с адаптацией и возникающие в первом классе проблемы со здоровьем, обучением и поведением.
Для того чтобы детям легче было адаптироваться, они начинают учиться в облегчённом режиме. Уроки должны проходить в первой половине дня, они короткие, в первой четверти допускается три урока, во второй — четыре. Первые полгода не должны задаваться домашние задания, весь первый год дети не получают оценок. Это идеальная модель, рассчитанная на здорового ребёнка. В реальности уроков может быть больше, могут добавляться дополнительные нагрузки в виде кружков, ребёнок не высыпается, не успевает гулять и так далее. Очень важно, чтобы родители помогали ребёнку справляться с возникающими трудностями. Моральная поддержка и доброжелательный интерес к делам ребёнка в школе важны, но это ещё не все. Первокласснику необходим режим дня.
Жить по режиму
И, прежде всего, высыпаться. Ребёнку надо ложиться и вставать в одно и то же время, продолжительность ночного сна должна быть 9,5—10 часов. Если ребёнок хочет спать днём, надо обязательно предоставить ему такую возможность. Чтобы не тратить время утром на поиски брюк или тетради, готовьте портфель и одежду с вечера. Лучший способ справиться со стрессом — физическая активность. Ребёнок не должен сидеть в четырёх стенах с планшетом и телевизором, прогулки на свежем воздухе помогут ему снять напряжение и повысить работоспособность. Не следует готовить уроки сразу после школы. Надо разгрузить голову: пообедать, отдохнуть, погулять. Время приготовления уроков в первом классе не должно занимать весь досуг, к шести часам работоспособность ребёнка падает, так что заканчивайте делать уроки до этого времени.
О детских жалобах
Если у ребёнка есть хронические заболевания, пищевые аллергии или непереносимости, любые другие отклонения в состоянии здоровья, вы должны рассказать об этом и школьной медсестре, и учителю. Обязательно обращайте внимание на жалобы ребёнка. Напряжённая адаптация может проявляться головными болями и усталостью. Ребёнок становится плаксивым, у него скачет настроение, могут нарушаться сон и аппетит. Это достаточный повод, чтобы поговорить с учителем или обратиться за помощью к школьному психологу.
Чем кормить?
Прежде всего ребёнку перед школой нужен лёгкий горячий завтрак, содержащий полноценные белки и сложные углеводы. Если утром ваш первоклассник не хочет есть, вполне вероятно, что его ужин приходится на слишком позднее время. Хорошие пищевые привычки надо формировать смолоду, оптимально, когда ужин не является основным и самым калорийным приёмом пищи и ребёнок с аппетитом съедает свой завтрак и обед. Можно давать вашему мальчику или девочке в школу небольшой перекус в ланч-боксе: что-нибудь простое, любимое ребёнком и не являющееся скоропортящимся продуктом. Если вы даёте ребёнку с собой полноценный обед, используйте термос или ланч-бокс с термоизоляцией, чтобы пища не испортилась.
Сейчас, в сезон доступных местных овощей и фруктов, активно включайте их в рацион ребёнка: витамины и минералы из продуктов лучше усваиваются. Если ребёнок ест в школе, уточните, чем именно его там кормят, спросите, нравится ли ему школьная еда. Кормите ребёнка по аппетиту, стараясь чаще включать во время периода адаптации его любимые блюда. Еда первоклассника должна быть вкусной, полноценной, разнообразной, а также адекватной его потребностям в питательных веществах и энергии.
Все школьные трудности преодолимы. Узнавать новое, становиться более самостоятельным для ребёнка не только труд, но и радость. И главный человек, который ему поможет, — это внимательный, думающий, конструктивный родитель.