Битва презервативов: "Гладиатор", "Лихой гетман" и "Эрос" готовы заменить Durex
Проблемы у презервативного гиганта Durex — это возможность для отечественных кондомов завоевать любовь россиян. Три компании, которые делают "наши" презервативы, сейчас пытаются этого добиться. Ассортимент широк — от классики до "Лихого гетмана", который обещает произвести на партнёршу неизгладимое впечатление.
Из-за неправильного оформления регистрационных документов Durex (бренд британской компании Reckitt Benckiser) исчез из аптек. В первом квартале 2016 года он занимал второе место на российском рынке (25%, если считать в упаковках). Это данные маркетингового агентства DSM Group, которое специализируется на мониторинге аптечного рынка.
Кто же придёт на "свято место"? Может прийти, например, Contex, занимающий первую строчку рейтинга (40,5%). Однако он тоже принадлежит Reckitt Benckiser. Так что вместо Durex компания теоретически может просто поставлять в аптеки побольше Contex.
Российские производители также хотят занять место Durex. Причём некоторые уже использовали ситуацию, чтобы получить выгоду. Например, компания "Кит" с брендами Torex (есть виды "Ребристые", "Сладкая любовь", "С точками", "Продлевающие" и т.д.) и "Гладиатор" (классика).
— Мы работаем над увеличением точек продаж, — сказал помощник генерального директора компании Роман Комов. — После появления проблем у конкурента эта работа стала успешнее. Наш владимирский дистрибьютор ООО "Ра-свет" в мае смог заключить договор с крупной региональной сетью супермаркетов "Амби-квартал". В этой сети Torex пришёл на смену Durex и Contex.
Как рассказал Роман Комов, за 15-й год было продано 12 млн штук обоих брендов (если переводить в стандартные упаковки по три штуки — получается 4 млн упаковок).
Сейчас компания "Кит" делает успехи: за первые пять месяцев 2016 года было продано уже 9,3 млн презервативов. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Интересно, что Torex не только названием напоминает Durex. Пачки оформлены почти так же: белая надпись на синем фоне и в белом овале.
Активно работать в направлении импортозамещения "Кит" готова и дальше:
— Если возникнет необходимость в значительном увеличении объёмов производства, то мы сможем это сделать без особых сложностей, — сказал представитель компании. — Основная сложность не в том, чтобы произвести, а в том, чтобы попасть в сети. Наши презервативы продаются в региональных сетях магазинов и супермаркетов, в аптеках (меньше), в интернет-магазинах. Точек продаж пока немного. По магазинам максимальный охват в Ростовской области, по аптекам — в Сибири. Вообще мы есть почти во всех регионах, в том числе на Сахалине. Наши презервативы поставляются в Луганскую Народную Республику (через ростовского дистрибьютора). Прорабатывается вопрос о создании филиала в Казахстане.
На седьмом месте в презервативном топ-10 — Армавирский завод резиновых изделий. У него есть бренд "Эрос" — это классические презервативы (виды "Люкс", "Экстра" и "Аромат"). В первом квартале 2016 года, по данным DSM Group, было продано 56 тысяч упаковок "Эроса".
Директор завода Наталья Симонова отметила, что выйти на рынок трудно из-за высокой конкуренции, а также потому, что российские потребители предпочитают импортную продукцию.
Она отметила, что их ценовая политика позволяет конкурировать на мировом уровне.
— Что касается качества, то оно в первую очередь зависит от сырья. Сырьё мы закупаем по импорту по долгосрочным связям в странах Юго-Восточной Азии, т.е. оно аналогично сырью, из которого производятся презервативы разрекламированных брендов. Оборудование для изготовления презервативов также импортное. Технология изготовления у всех производителей принципиально не отличается.
Замыкает топ-10 российская компания "СК-визит" с брендом Sitabella (0,3% рынка, или 10,5 тыс. упаковок).
— Нужно будет пользоваться моментом, пока такого гиганта, как Durex, нет, — сказал менеджер по продажам "СК-визит" Евгений Кардунян. — Если его не будет, кто-то же всё равно придёт на его место.
Евгений Кардунян отметил, что перед тем как пойти "завоёвывать мир", компании нужно решить свои проблемы с Росздравнадзором.
— Мы сейчас тоже пропали с рынка, нас также Росздравнадзор проверяет, — сказал он. — Мы в документах не указали индекс к адресу. В одной из торговых точек была выемка. Вот мы сейчас ждём окончания проверки. Видимо, Росздравнадзор сейчас взялся за презервативы и всех проверяет.
По словам Евгения Кардуняна, компания специализируется на оригинальных презервативах потому, что так легче выйти к покупателю. Как он пояснил, рынок классических кондомов и так наполнен и без огромных затрат на рекламу пробиться наверх трудно.
Среди "усатых" презервативов Sitabella, которые делает завод в Армавире (Краснодарский край), — "Вождь краснокожих", "Жгучий мачо", "Красный перец", "Лихой гетман". Есть ароматные кондомы — с запахом амаретто, шампанского, жасмина, шоколада.
Кроме презервативов компания делает ещё много всего для секса — BDSM-костюмы, плётки, интимную косметику. Впрочем, остальные компании, которые упоминались ранее, также выпускают далеко не одни только презервативы. Они могут делать также медицинские маски, бахилы, резиновые изделия не для медицины.
По данным DSM Group, продажи презервативов в первом квартале 2016 года сократились на 20,5%. Очевидно, что одна из главный причин — рост цен, потому что в стоимостном выражении рынок даже вырос на 11%. Всего было продано 3,5 млн упаковок (за 2015 год — 16,7 млн упаковок).
Интересно, что у Durex и "Эроса" продажи росли, а почти у всех остальных — падали.
В Reckitt Benckiser не сообщили, сколько времени может занять оформление документов для того, чтобы Durex снова появился на рынке.
— Росздравнадзор в своё время зарегистрировал презервативы Durex, и никаких указаний прописывать отдельные наименования не было, это была практика рынка, — сказали в компании. — Сейчас потребовалось внести изменения, добавить информацию о конкретных наименованиях. Мы сейчас в процессе внесения изменений. Надеемся, что проблема будет решена в ближайшее время. Но, к сожалению, Росздравнадзор выпустил письмо, в котором предложил всем участникам рынка приостановить реализацию презервативов. Мы стремимся урегулировать сложившуюся ситуацию в кратчайшие сроки. К сожалению, наша компания не может дать каких-либо комментариев относительно финансовых показателей в связи с данным процессом.
Владелица "Презервативной лавки" Есения Шамонина рассказала, что продажи Durex сейчас приостановлены и у неё. По её словам, продавать перестали "на всякий случай" — чтобы не было проблем.
По мнению эксперта, каким бы долгим ни был перерыв, это не поможет кондомам типа "Эроса" встать на место популярного бренда.
— Те, кто пользовался Durex, не будут пользоваться "Эросом", — сказала она. — У "Эроса" абсолютно пошлый дизайн упаковок — как будто из 90-х. Какие-то полуголые женщины, которые никому сейчас уже неинтересны.
А вот Sitabella с шариками и усиками в лавке продаётся: люди берут что-то необычное, чтобы поэкспериментировать.