Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 сентября 2016, 10:00

Как помочь ребёнку стать успешным в школе? Советы детского врача

Фото: © vazovsky

Фото: © vazovsky

Мы все привыкли к термину "успеваемость". А здесь — на тебе! — "успешность"… Что это такое? Успеваемость — это объём и качество усвоения знаний. Успешность — всё, что связано с пребыванием в школе. Представьте себе отличника-"ботаника". С успеваемостью всё окей, с учителями, соответственно, тоже, а вот в классе… Ну, чудным он кажется своим сверстникам. Помните, что мы говорили о детском коллективе? Он бескомпромиссный и даже отчасти безжалостный. Дразнят, подтрунивают... А если ботаник к тому же вредный и списать не даст? Тогда — "опустим завесу жалости"…

А можно ли быть двоечником и жить в полном эмоциональном комфорте? Нет, конечно. Потому что даже если ты герой класса и пользуешься пусть хулиганским, но авторитетом, от педагогического коллектива при такой успеваемости ждать почтения не приходится. То есть ущербность будет, и ощущение ущербности будет, а вот "полного счастья" — нет. 

То есть успеваемость — лишь один из фрагментов понятия "успешность". Почему мы заговорили именно об успешности? Потому что это понятие, как говорят учёные, "комплексное". Потому что оценивать школьную жизнь ребёнка надо именно по этим критериям. Потому что понятие "успешность" давно вошло во взрослую жизнь, и мы просто не имеем права оценивать школьную жизнь (а не процесс приобретения знаний) однобоко. Если хотим успешности для своих детей в дальнейшем.

Отдельно скажу про утомление у ребёнка. Если мы с вами "валимся с ног от усталости", значит, мы просто сильно устали. А если ребёнок "валится с ног", значит, он устал давно. А мы — не заметили. Как мы могли заметить? По капризности, обидчивости, вспыльчивости (скандальности то есть). И "общей нерасположенности ко всякого рода труду" (Джером К. Джером). А мы думали — не хочет… А мы думали — скандалит просто. Нет, не просто скандалит... Устал.

Поэтому меня просто умиляют попытки родителей сделать с ребёнком уроки (или доделать — кому как) после восьми часов вечера. Ей-богу, смешно. 

Что только не услышишь! "Ты не хочешь! Нет, ты не желаешь! Я трачу время, я трачу силы, я еле дошла с работы, а ты?! Ты тупой (тупая)". А толку — никакого. Море слёз, всхлипывание полночи во сне, взъерошенная и "никакая" голова с утра. Потому что устал ребёнок. Не-мо-жет

Представьте себе — постоянно такие разборки по вечерам. Захочет он в школу? Будет бежать с улыбкой и "жаждой знаний"? И улыбки не будет, и "жажда" при таком подходе улетучится довольно быстро. То есть, говоря языком специалистов, мы утратим мотивацию к обучению. А восстановить её очень непросто. Помните фильм "Про Красную Шапочку"? "Тебя побьют палками, и ты залюбишь меня, как миленькая!" Не-а. Не залюбит. Сначала школу, а потом, может быть, и нас.

Это касается только детей с хроническими заболеваниями, снижающими их работоспособность? Нет. Работоспособность может упасть и из-за… Да-да, наших амбиций.

"Мне ещё и петь охота" (Агния Барто). Чаще охота не только детям. Или — не столько детям, сколько нам. Мы ж не только ими "в куклы играем". Не только покупаем им дорогие вещи только потому, что сами о них мечтали и не имели их. Так же мы относимся и к образованию. Об этом мы в прошлые выходные уже говорили. Но — на примере первоклассников. А проблема актуальна в любом школьном возрасте.

Конечно, хочется дать ребёнку как можно больше. И музыку, и спорт, и рисование, и языки. Но только вот даваться всё это должно "без ущерба основной работе", как говорится. Музыкальное образование? Нужно по жизни для того, чтоб взять в руки инструмент (или сесть за него) и в подростковом возрасте выпендриться перед ребятами, а в старшем — самовыразиться. Может быть, проще организовать занятия по инструменту ("специальности") и сольфеджио (чтоб не механически струны дёргать или на клавиши нажимать), а не тратить на музыкалку кучу времени?

Рисунок — та же история. Я не говорю о тех, кому надо поступать в архитектурный или в Строгановку, кто видит себя по жизни и в профессии с карандашом или кистью. Я говорю о стремлении "сделать гармонично развитую личность", которое зачастую не несёт ребенку ничего, кроме знакомства с понятиями цейтнота и ранней невротизации.

Ко всему прочему, на наших родительских амбициях и так уже создана масса бизнес-процессов в образовании! Все они строятся на схемах формирования "социального психоза". Чего стоит реанимированное не так давно понятие школьных и всяких прочих олимпиад. Мы дошли уже до того, что скоро появятся такие предметы, как "олимпиадная математика", "олимпиадная биология", и т.д. и т.п. То есть они уже появились, но пока, слава Богу, не в рамках школьной программы. А ведь по сути это появление второй линии образования, причём далеко за её границами!

Это не только "веяние времени". Это — реальность. И ей надо соответствовать. И, если хочешь "пробиться" с ребёнком — заниматься, заниматься и заниматься. А мы ещё со своими нереализованными амбициями в спорте, изобразительном искусстве, музыке, причём амбициями, требующими занятий "по полной" и с полной самоотдачей.

Я не о том, что это всё не нужно. Я — о том, что все наши усилия во внешкольном образовании могут выплеснуть с водой ребёнка. Причём не только в переносном, но и в почти прямом смысле.

Ведь для того, чтобы успешной была жизнь — успешным должно быть детство

И детство с его ощущением счастья и свободы не должно заканчиваться в первое "Первое сентября". И школа не должна быть укреплённым районом, который надо взять длительной осадой. Осада истощает силы обеих сторон. Кроме того, школа сильнее. И нечестно постоянно посылать ребёнка в бой.

А потому, чтоб та самая улыбка была, и жажда знаний никуда не улетучивалась — давайте следить за тем, чтобы дети у нас не переутомлялись.

Если мы расцениваем мотивацию к обучению как Божий дар, который необходимо беречь, если мы так строим школьную жизнь ребёнка, что ему не только хочется учиться, но и "можется", будем спокойны: он успешен на самой первой своей "работе". А это во многом гарантия успешной жизни в целом. Ведь нам не нужны неудачники. А удачу надо научить их ковать самим. С верой в себя и свои возможности.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar