Алкогольный прогноз на зиму

Фото: © РИА Новости/Антон Денисов

12822

Чем холоднее зима, тем больше алкоголя покупают россияне. Это очевидно, если сравнить данные метеорологического ресурса gismeteo.ru (по погоде) и Росстата (по розничной продаже алкоголя). 

Средняя температура воздуха и продажи алкоголя в зимний период

 

Мы взяли данные Росстата по продажам алкоголя в России за последние четыре зимы (с декабря 2012 года по февраль 2016 года). Продажи считаются в "абсолютном алкоголе" (то есть и водка, и пиво, и вино переводятся в 100-процентный спирт). 

Метеорологический ресурс gismeteo.ru предоставил Лайфу данные о погоде за эти же зимы — среднюю температуру в девяти крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск). Так нагляднее можно представить себе погодные условия, чем если брать среднюю температуру по стране. 

Судя по официальной статистике, россияне пьют всё меньше (речь, правда, только о легальном алкоголе, а не о самогоне и не об аптечных настойках). За последнюю зиму граждане купили почти на 7,11 млн декалитров спирта меньше, чем за зиму 2012—2013 годов (1 декалитр равен 10 литрам). Если для наглядности перевести это море алкоголя в бутылки, то получится, что граждане отказались в пользу ЗОЖ от 3,5 млрд бутылок водки, или 2,8 млрд бутылок пива.

Причём россияне сокращают свои алкогольные покупки от зимы к зиме равномерно — примерно на 2 млн декалитров каждый раз. 

Что касается погоды, то от зимы к зиме становилось всё теплее. В результате стало примерно на 3—7 градусов теплее. К примеру, прошлой зимой в Москве средняя температура была всего лишь минус 3,5°С, а зимой 2012—2013 годов — минус 6,9°С . 

Прогноз на грядущую зиму: будет теплее, то есть пить будем меньше. По прогнозу Росгидромета, на большей части территории России температура будет "около и выше средних многолетних значений". 

Продажи алкоголя падают не только в зимнее время, они падают вообще. Самые свежие данные, которые есть в Росстате: за первое полугодие 2016 года россияне купили 64,7 млн декалитров абсолютного алкоголя, за первое полугодие 2015 года больше  65,5 млн декалитров. Всего за прошлый год розничные магазины продали 104,4 млн декалитров, в 2014 году больше 110,4 млн.

Не исключено, что именно глобальное потепление, делая наш климат менее суровым, помогает россиянам держаться не только без денег, но и без алкоголя. Продержавшись зиму, уже несложно продержаться весну, лето и осень.

Эксперты считают, что теория "чем ниже градус за окном, тем больше градусов в стакане" имеет под собой основания. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз даже сам недавно сделал похожий прогноз-анализ (в шутку, как он рассказал Лайфу).

"По моим прикидкам, рост потребления алкоголя в Москве за счёт невключения отопления в самый холодный период сентября (когда вся Москва начала кашлять) должен составить не менее 8%... Это целиком на совести московских властей..." — написал он в обзоре на своём сайте. 

— Чисто психологически русскому человеку хочется выпить водки, когда холодно. Согреться, — сказал Вадим Дробиз.

Но, конечно, нельзя исключать и другие возможные причины, по которым Россия становится более трезвой страной. 

Минздрав всех спасёт

Минздрав утверждает, что россияне становятся на путь ЗОЖ благодаря Концепции осуществления государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией. В эту концепцию входит запрет на ночную продажу алкоголя, на продажу алкоголя вблизи школ, больниц и других социальных учреждений, запрет пить во дворах, подъездах, на детских площадках и т.д.  

Как сказано на сайте Минздрава, "в результате реализации приоритетных задач концепции с 2009 по 2014 гг. потребление алкоголя в Российской Федерации снизилось c 16,8 до 13,6 литра в год на лиц старше 15 лет".  

Просто алкоголь подорожал

— За последние 3—5 лет цена на бутылку водки выросла примерно со 100 до 200 рублей, — отметил директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. — Но при этом нужно добиваться снижения спроса, помогать человеку избавиться от желания употреблять алкоголь. У нас это не делается. И поэтому что мешает алкоголику вместо дорогой бутылки водки пойти в аптеку и купить настойку боярышника? А наша статистика по алкоголю таких не считает — хотя бы потому, что боярышник входит в аптечную статистику.

Вадим Дробиз также считает, что спрос на легальный алкоголь снижается, потому что растёт спрос на нелегальный. 

— Росстат фиксирует продажи только в легальной рознице, — сказал он. — Это абсолютно не совпадает с реальностью. Например, в 2007 году было выпито 2 млрд литров водки и ликёроводочных изделий, по Росстату, в прошлом году 900 млн. Ну не могли россияне в 2 с лишним раза за 8 лет сократить потребление водки и ликёроводочных изделий! Просто значительная часть была замещена не просто контрафактом, а аптечными настойками, суррогатами. 

Он отметил, что статистику по чёрному рынку алкоголя не может посчитать не только Россия, но и ни одна другая страна в мире. 

Алкогольный бизнес не боится глобального потепления

По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, бизнес не ориентируется ни на погоду, ни на данные Росстата. Он отметил, что легальные производители увеличивают производство и ожидают, что спрос будет. 

— Легальное производство крепкого алкоголя по итогам восьми месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8%, — сказал он. — Это для бизнеса позитивное явление. 

Павел Титов, председатель совета директоров компании "Абрау-Дюрсо", сказал, что угроза для алкогольного бизнеса — не климат, не мода на ЗОЖ, а переход россиян на нелегальный алкоголь. 

— Продажи крепкого алкоголя на чёрном рынке растут, — сказал он.  

В скорой помощи не видят зависимости уровня трезвости от погоды

Фельдшер скорой помощи и постоянный автор Лайфа Дмитрий Беляков отметил, что россияне в морозы пьют примерно так же, как и в жару. 

— Просто летом алкоголик напился и в травку упал, а зимой — в снег упал, замёрз и умер. 

В байке "Холод и труба" фельдшер рассказал, как именно это происходит. 

— "Профессиональные" бомжи-алкоголики не замерзают: они уже знают места, где можно согреться, — отметил Дмитрий Беляков. — Замерзают обычно начинающие бомжи, "домашние" алкоголики, которые идут за добавкой в магазин. А также вполне себе успешные люди, которые хорошо повеселились на корпоративе, а денег на такси пожалели. Они падают на улице, а те же бомжи могут их раздеть, обокрасть.

Поскольку морозы уже скоро, а вместе с ними придёт Новый год, фельдшер советует: "С корпоративов лучше добираться домой на такси".

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!