Несмешной Шнуров или фальшивая грудь в эпоху ягодиц
У группы "Ленинград" вышла новая песня и клип "Сиськи" об искусственной груди. Обозреватель Лайфа Егор Беликов — о неудачном музыкальном видео и застое российской комедии.
Коллаж: © L!FE. Фото: © flickr.com/Robert Patten © РИА Новости/Алексей Куденко
Парень главной героини Лены, плоскогрудой девицы, спит с полногрудой любовницей. Несчастная застаёт пару прямо во время соития, и ей в голову летит внушительных размеров бюстгальтер. Миниатюрная Лена уходит в загул: пьёт с подругами, затем одна в баре, но и там всё время встречает девушек модельной внешности с большим, наверняка искусственным бюстом. Она идёт в спортзал, качает себе попу, но встречает там пассию бывшего парня. В новом имидже роковой женщины героиня идёт в очередной ресторан, где находит симпатичного мужика. С утра Лена прячет свою невыдающуюся грудь под одеялом:
— Ты чо, стесняешься?
— Нет. У меня очень маленькая грудь.
— Ну хочешь, мы тебе большие сиськи сделаем. Я оплачу.
Парень видит истеричную реакцию девушки:
— Лен, ты чего? Зато у тебя жопа классная.
Шнуров находится на новом витке всенародной популярности благодаря удачному сочетанию песен о нелёгкой женской доле и дорого снятых на них клипов режиссёра Анны Пармас. Теперь главные хиты поёт не солист группы, а солистки, причём сразу две. Маргинальный феномен популярности алкоголика-Шнура рассеялся, как перегар: теперь "Ленинград" — это поп-группа, разве что с настоящей духовой секцией.
Песни "Ленинграда" перестали быть актуальными, они больше не описывают происходящее в стране и в мире. Теперь Шнур, возможно, под влиянием брака пишет только о женских проблемах, да притом не особо актуальных. Разве что действительно атмосферная композиция "В Питере — пить" выбивается из общего феминистичного ряда.
А какие проблемы у женщины, по мнению Шнурова? Хочется быть красивой в глазах мужика, вот какие проблемы. Приходится заматывать бёдра в пищевую плёнку, чтобы влезть в восхитительные штаны, красить туфли лаком для ногтей, чтобы сошли за лабутены. Или, как в "Сиськах", приходится полностью измениться внешне, чтобы столкнуться всё с тем же мужским шовинизмом и неизбежностью хирургического увеличения груди.
Клип вообще мало связан с песней. Заливистый голос солистки "Ленинграда" радостно поёт, как преобразится в лучшую сторону мир, как только ей удастся вставить себе силиконовые имплантаты. А в клипе героиня Лена, наоборот, пытается выжить в мире мужчин, при этом не обладая большой грудью. Значит, клип стоит рассматривать как отдельное произведение, короткометражный фильм режиссёра Анны Пармас с саундтреком в виде песни группы "Ленинград".
"Сиськи" заметно дешевле сняты, чем тот же "В Питере — пить". Героиня бродит по стереотипным квартире, бару, спортзалу и ресторану. Визуально смешных мизансцен всего парочка, и те не блещут оригинальностью: скажем, когда ухажёр, уличённый в любви к большой груди, направляет бывшей подружке в лицо струю из бутылки от шампанского.
Кстати, в iTunes песня называется по-другому, с иронией — "Преображение", так же претенциозно, как сделан и весь клип. Чего стоит только бессмысленная сцена кутежа в ресторане, обставленная как Тайная вечеря с картины да Винчи. Драмы о притеснении женщины в обществе не вышло, как и сатирического высказывания. Появление же персонажей из предыдущих клипов Пармас, в том числе пьющей и курящей беременной Топольницкой, сыгравшей в клипе "Экспонат", не добавляет происходящему никакого содержания.
Да и в целом никаких творческих находок, никакой натуральности в "Сиськах" Анны Пармас обнаружить не удалось. Ни актуальной буффонады в лучших традициях эксцентрической комедии, как в "Экспонате", или саги о единении нации перед лицом алкоголизма, как в клипе про Петербург. Удовольствие от просмотра можно получить только целевой аудитории "Ленинграда": в клипе снялось очень много девушек модельной внешности, разумеется, с большой грудью и глубоким вырезом.
Более того, "Сиськи" наконец устарели уже во всех смыслах. В век победы феминизма выпускать песню и клип об эпохе давно ушедшего всеобщего гламура — это уже даже не смешно. Зачем, казалось бы, вылезать за пределы алкогольной лирики, чтобы спеть о накачанной груди и глупых девочках, которые хотят обмануть богатого избранника? В современном мире у женщины совсем другие проблемы. Да и сиськи — это уже не самое главное, раз важнейший тренд мировой поп-культуры — это попа Ким Кардашьян.
Наконец, печально, что в российском кинематографе не нашлось места такому важному и востребованному комедиографу, как Анна Пармас. У её клипов суммарно больше зрителей, чем в принципе у отечественных фильмов в кинотеатрах. Да, она выступила как соавтор двух прекрасных комедий Авдотьи Смирновой, но сольного фильма у неё так и не получилось. Приятно, что Пармас всё-таки нащупала свою нишу.
Хотя даже в условиях текущего застоя российской комедии очень грустно рецензировать новый клип группы "Ленинград".