Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 сентября 2016, 12:01

Толстой жжот. Театральный уик-энд в Ясной Поляне

9—11 сентября на родине Льва Толстого в деревне Ясная Поляна впервые прошёл театральный фестиваль Tolstoy Weekend. Накануне открытия Ясную посетил президент страны Владимир Путин. По его следам в Тульскую область отправился корреспондент Лайфа.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Tolstoy Weekend

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Tolstoy Weekend

Всегда оживлённую и наполненную туристами усадьбу ("Ясная Поляна" — родовое гнездо Толстых), менее всего напоминающую музей, в эти дни захлестнула театральная публика. Первый фестиваль, который, к слову, уже обещали сделать ежегодным и пригласить со следующего года зарубежные труппы, полностью посвятили творчеству писателя.

Вся территория усадьбы украшена Толстым — модным, разноцветным и таким близким современным столичным хипстерам. Всеми способами организаторы фестиваля пытались показать, что Толстой созвучен сегодняшнему дню и всё-таки такой разный. В Туле же появились граффити ко дню рождения писателя, на которых он предстаёт ну прямо-таки иконой стиля.

Толстой 1

Привезли шесть пьес из крупнейших театров России. В программе ни одной собственно пьесы Толстого (он написал их три), только постановки по его романам, повестям или, как в случае с Театром наций, вариации на тему. В их музыкальном спектакле "Русскiй романсъ" нет текста Толстого, но есть письма и романсы барышень, которые могли заселять Ясную век назад.

МХТ привёз эмоционально тяжёлую "Крейцерову сонату" с Михаилом Пореченковым, центр Мейерхольда — детские сказки в формате сторителлинга. Московский театр "У Никитских ворот" отыграл с успехом идущий спектакль "Анна Каренина. Lecture" по лекциям Владимира Набокова о Толстом для американских студентов. Творческое объединение мастерских Голомазова рассказало о женском взгляде на войну и мир в "Княжне Марье", а завершила фестиваль единственная региональная постановка "Смерть Ивана Ильича" Липецкого театра драмы им. Л.Н. Толстого.

Несмотря на то что трёхдневный фестиваль готовили в экстремально короткие сроки (3 месяца), народу приехало в разы больше, чем могли в себя вместить все площадки фестиваля. Билеты были выпущены в продажу в понедельник, а к среде уже не было ни одного. Кто не успел взять билетик в 500-местный зал под открытым небом, наблюдал за происходящим с "Прешпекта" — центральной аллеи усадьбы.

Кроме более чем тысячи гостей на праздник приехало и несколько Толстых (прямых потомков писателя), среди которых самые известные — это советник президента по культуре и бывший директор музея Владимир Толстой, телеведущая и режиссёр Фёкла Толстая. Всего же, как рассказали Лайфу сотрудники музея, прямых потомков писателя насчитывается более 300 человек, которые проживают не только в России, но и в США, Швеции и других странах, хранят русский язык и культуру. Научные сотрудники ведут своеобразную перепись населения Толстых, ежегодно опрашивая о потерях и прибавлениях в их семьях.

"Лев Николаевич жжот"

МХТ, как и подавляющее большинство российских профессиональных театров, никогда не давал постановки на открытом воздухе. Заместитель худрука театра Юрий Кравец заметно волновался перед началом спектакля.

— Я не знаю, что произойдёт сегодня вечером, — сказал он журналистам. — С самого начала мы понимали, что будут сложности, но никто из труппы и не думал отказываться от участия. Плюс театр — это всегда что-то новое, а тут сам случай представился сыграть пьесу в таком прекрасном месте.

Толстой 2

Впрочем, исполнитель главной роли в спектакле МХТ "Крейцерова соната" Михаил Пореченков признался перед спектаклем, что к такой постановке он относится без трепета.

— Ну, Лев Николаевич сегодня жжёт, как говорится. Надеюсь с Толстым тут только не встретиться. Встретимся со зрителем. Сложное произведение как музыкальное, так и повесть нашего великого автора. Но мы пытались разгадать сию загадку.

Экзистенциональный кризис Пьера

Толстого ставят не только в России, но и за её пределами. Вообще он самый любимый театральными и кинорежиссёрами российский писатель. Одна из ярких постановок последних лет — мюзикл "Наташа, Пьер и великая комета 1812 года" Дейва Мэллоу, поставленный им в 2012 году в нью-йоркском театре Ars Nova на Бродвее, а в ноябре 2016 года там же состоится его вторая премьера.

Дейв Мэллоу. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Tolstoy Weekend

Мюзикл не берётся пересказать весь сюжет романа-эпопеи. В работу взяли только его малую часть — около 70 страниц из конца первой части. Мэллоу, приехавший на фестиваль в Ясную Поляну, рассказал, как он дошёл до такой жизни, чтобы взять и поставить мюзикл по "Войне и миру".

— Я прочитал "Войну и мир" восемь лет назад. В то время играл на фортепиано в круизах, и у меня было много времени. Мне очень понравилось это место, когда Наташа влюбляется в Анатоля, и эта история экзистенционального кризиса Пьера. Меня вдохновило, как Толстой сбалансировал эти две истории, в которых много страсти, драмы и напряжения.

"Остановите дедушку!"

Московский театр им. В. Маяковского за последний год поставил своеобразную дилогию по Толстому: сначала его пьесу "Плоды просвещения", а затем специально написанную для театра драматургом Мариусом Ивашкявичюсом пьесу "Русский роман". Последнюю из них, рассказывающую о жизненном пути Льва Толстого, его взаимоотношениях в семье в последние годы жизни (писатель в возрасте 82 лет посреди ночи покинул дом и отправился в своё последнее недолгое путешествие), театр и привёз на фестиваль. Центральный персонаж постановки — друг писателя Владимир Чертков, роль которого в разладе Толстого с семьёй, уверены создатели постановки, сильно недооценена.

Исполнительница роли Черткова Татьяна Орлова рассказала, что для подготовки к спектаклю перечитала все доступные дневники писателя последних лет и сложила картину о своём персонаже.

— Чертков был просто сатана, дьявол в костюме. Он во многом виноват в том, что Толстой решил не оставлять наследства потомкам, и виноват в напряжении отношений супругов. Если бы в ту ночь, когда Толстой покинул дом, я оказалась на месте младшей дочери Александры, которую он разбудил, чтобы помочь собраться, я бы подняла весь дом и остановила дедушку, — сказала Татьяна Орлова.

Татьяна Орлова. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Tolstoy Weekend

Впрочем, присутствовавшая на встрече правнучка писателя Фёкла Толстая, получив вопрос от Орловой, что бы сделала она на месте двоюродной бабки, ответила с явным энтузиазмом.

— А я бы, пожалуй, отправилась с дедушкой.

Фекла Толстая. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Tolstoy Weekend

Три девицы и рояль

Театр наций привёз спектакль молодого режиссёра Дмитрия Волкострело — "Русскiй романсъ", оригинальный по форме и спорный по содержанию. Три девушки в аутентичных платьях сначала устраивают перекличку из отрывков русских романсов, затем читают собственные письма, написанные незадолго до спектакля, затем поют по очереди романсы и нежно плачут.

Толстой 3

Дмитрий Волкострелов взял за основу спектакля классический русский романс XIX века — от Глинки до Чайковского.

— Изначально романс — это салонный жанр, по большому счёту музыка для друзей. Для романса нет барьера сцены, нет огромного тысячного зала, соответственно, нет дистанции между слушателем и исполнителем. Этот спектакль — попытка вернуться в ту зону интимности, доверительности, в которой существовали эти романсы, — говорит автор постановки.

Лекция автора "Лолиты" о безнравственности связей Карениной

Толстой 4

Худрук театра "У Никитских ворот" Марк Розовский привёз свой спектакль "Анна Каренина. Lecture", на афише которого уже как год странно соседствуют название одного из самых известных романов Толстого и имя известного писателя XX века Владимира Набокова. Дело в том, что пьеса написана по оригинальным текстам лекций Набокова американским студентом (он читал курс по литературе в нескольких университетах США), в которых самое важное место он уделял именно Толстому. Один из студентов поделился воспоминаниями.

— Внезапно Набоков прервал лекцию, прошёл, не говоря ни слова, по эстраде и выключил три лампы под потолком. <...> Подошёл к выключателям. "На небосводе русской литературы, — объявил он, — это Пушкин". Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. "Это Гоголь!" Вспыхнула лампа посередине зала. "Это Чехов!" Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: "Бам!". Как по волшебству, в аудиторию ворвался широкий плотный луч солнечного света. "А это Толстой!" — прогремел Набоков.

Роман "Анна Каренина" Набоков считал высочайшим образцом нравственной литературы, называя при этом связи главной героини и с мужем, и с любовником безнравственными по своей природе.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar