Эффект Пирумова. Арест замминистра культуры остановил реставрацию в стране

Эффект Пирумова. Арест замминистра культуры остановил реставрацию в стране

Коллаж © L!FE. Фото: © Wikimedia Commons

18347
Десятки нуждающихся в ремонте памятников по всей России недоделаны и брошены, а предназначенный на их реставрацию 1 миллиард рублей, скорее всего, придётся вернуть в бюджет. Повторно эти деньги могут не выделить.

К храму Успения Божьей Матери на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода пытается подойти прихожанин. Его путь к крупнейшей старообрядческой церкви области, построенной до революции, осложнён: по периметру фасада раскопан асфальт, а сам храм стоит весь в лесах. Внутри течёт крыша, пол покрыт грибком и гниёт. Повышенная влажность угрожает старинному резному иконостасу и утвари, доставшимся от взорванного храма Успения на набережной Федоровского.

Как скоро удастся исправить эту плачевную ситуацию — неизвестно. На реставрацию церкви в 2016 году выделили 53 миллиона рублей. Компания "Реставрационный проект" заключила договор в декабре 2015 года, получила аванс в размере 30% суммы и сразу приступила к работе. Последний раз работники показались на объекте 15 марта 2016 года, в день ареста замминистра Пирумова. Реставрация уникального храма должна была завершиться в 2016 году, но сейчас очевидно, что этого не случится. Из-за нарушения сроков проведения работ Минкультуры планирует расторгнуть контракт с подрядчиком.

— Вся церковь в лесах, молиться негде, — жалуется Лайфу председатель церковного совета Роман Мавричев. — 1 ноября закончился контракт, но ни один его пункт не готов. По периметру фасада выкопали асфальт, чтобы делать стены. В итоге сейчас вода льётся прямо по стенам в подвал, пошёл грибок по всему периметру храма, потому что гидроизоляции как таковой нет. Крыша течёт, купола и фрески не сделаны. Всё бросили и ушли. Пишем во все инстанции. Приезжали из "Центрреставрации" (компания, заключавшая контракт с подрядчиком. — Прим. Лайфа) с проверкой, но сдвигов никаких.

реставрация

В 2016 году подобных ситуаций, когда памятники оказались брошены или недоделаны, — множество. Из 12,5 миллиарда рублей, выделенных в этом году на реставрацию сотен уникальных памятников по всей стране, по меньшей мере 1 миллиард может вернуться в бюджет. Подрядчики либо не успели полностью провести работы и освоить деньги, либо вообще не приступали к реставрации. Возвращённые в Минфин неосвоенные деньги с большой долей вероятности повторно в 2017 году могут не выделить, соответственно, памятники, нуждающиеся в ремонте, продолжат разрушаться.

Кризис реставрации

В марте, как известно, главу компании "Балтстрой" Дмитрия Сергеева арестовали вместе с высокопоставленными чиновниками Минкультуры во главе с замминистра Григорием Пирумовым. Всех их обвиняют в хищении бюджетных средств при реставрации. Как рассказал Лайфу источник в Минкультуры, во многом именно из-за этих событий в отрасли начался кризис.

В компаниях, проваливших контракты, уверяют, что в сфере реставрации назрел системный кризис, а мартовские события его усугубили. В сложившейся ситуации с недоделками они видят в том числе вину и Минкультуры — по их словам, ведомство задерживало транши несколько месяцев после ареста Пирумова. Пока менялось руководство компании "Центрреставрация" (представитель Минкультуры при заключении контрактов), бывший директор, который тоже оказался в СИЗО, деньги фирмам не поступали, из-за чего работы на памятниках встали. К проблемам со своевременным финансированием добавились и бюрократические проволочки: по словам источника Лайфа в Минкультуры, чиновники долгое время после громких арестов перекидывали друг на друга документы, связанные с реставрацией, не желая ставить свои подписи.

Летом Минкультуры приняло решение прекратить авансирование подрядчиков, хотя раньше на начальном этапе им выдавали от 10 до 30% от общей суммы. Таким образом ведомство хотело дополнительно обезопасить себя от участия в конкурсе недобросовестных игроков. Но в итоге эта мера больно ударила по небольшим реставрационным компаниям, которые фактически лишились возможности проводить работы.

— Принцип подряда — это работа с авансом, — отметил в разговоре с Лайфом Евгений Загоскин, глава компании "Эшелъ", не сделавшей несколько объектов в этом году. — Мало компаний, которые могут выйти и сказать: "Да, мы готовы работать без аванса". Надо либо свой банк под боком держать, либо какая-то крупная структура должна вас финансировать и обеспечивать средствами, чтобы была возможность на начальном этапе работать. Если взять, к примеру, тот же "Балтстрой" — это мощная структура, компания занималась не только реставрацией. Чисто реставрационные компании не такие мощные, ведь они просто держат коллектив реставраторов. Они самостоятельно без авансирования не смогут работать. Один из выходов — идти на субподряд к таким крупным компаниям, как "Балтстрой".

По словам Загоскина, его компания планирует ждать, когда появится крупная фирма, способная работать без аванса. Именно к ней "Эшелъ" попробует попроситься на подряд.

Битва за лакомый кусок

В 2016 году компания "Балтстрой" практически ушла из реставрационного бизнеса. В "тучные" годы фирма имела десятки госконтрактов на реставрацию памятников общей суммой на миллиарды рублей, теперь же в их портфеле контракты менее чем на миллиард рублей. Причём часть из них в фирме успели заключить ещё до ареста Пирумова. На освободившееся место "Балтстроя" стали претендовать другие компании. Но, как показало время, они решили откусить кусок, проглотить который им оказалось не под силу.

Ещё летом обсуждалось, что главным претендентом на место "Балтстроя" стала основанная в 2010 году компания "Промпроект". Согласно базе данных СПАРК, с 30 апреля 2013 года "Промпроект" возглавляет Александр Березин. До этого он был главой государственной компании "Ресма", где в 2011 году исполнял обязанности гендиректора. С этого поста он ушёл в 2013 году, когда компанию возглавил родной брат первого замминистра Владимира Аристархова Андрей Аристархов, на тот момент являвшийся советником министра культуры Владимира Мединского.

Впрочем, новым лидером "Промпроекту" стать не удалось. Фирма много лет подряд заключала госконтракты с Минкультуры и "Центрреставрацией", общая сумма контрактов в 2016 году составила более 600 миллионов рублей, что соответствует уровню 2012 и 2013 годов.

При этом в 2016 году компания справилась не со всеми взятыми на себя обязательствами. Среди нынешних подрядов "Промпроекта", в частности, контракт на реставрацию памятника XIX века в Рязанской области — ворота и дом привратника усадьбы Фон Дервиза 1870—1890 годов. Памятник находится в аварийном состоянии. Но компания, выигравшая конкурс на реставрацию, по словам местных жителей, ни разу даже не появилась рядом с объектом.

реставрация 2

— Работы никакие не велись, — рассказали Лайфу в администрации санатория, который размещается в усадьбе. — У нас с подрядчиком была электронная переписка, мы созванивались, ждали их приезда. Они отвечали, что ждут результатов проверки правильности проведения торгов, но так и не приехали.

К ноябрю у "Промпроекта" оказалось пять проблемных контрактов, общая сумма которых при заключении составляла 228 миллионов рублей. Объекты, работы по которым должны были завершить в 2016 году, не сданы. А по тем контрактам, которые заключили в начале года, до сих пор не получены разрешения на работы и реставрация не начата.

В компании "Промпроект" по телефону комментировать ситуацию не стали, попросив направить запрос. Однако ответы на вопросы Лайф так и не получил.

Выхода нет  

Всего проблемных контрактов в реставрации набралось почти 30 — они должны были закрыться в сентябре — ноябре, но по разным причинам всё ещё висят. По многим, вероятно, придётся объявлять новые конкурсы. Но для повторного выделения денег Минкульту нужно будет доказать такую необходимость, что бывает непросто. В ведомстве не отрицают, что по сравнению с прошлым годом, когда исполнение годового бюджета составило рекордные 99,9%, итоги по бюджету 2016 года будут куда менее позитивными. И во многом это связано с проблемами в сфере реставрации.

В Российской ассоциации реставраторов также отмечают, что год в отрасли оказался особенно сложным.

— Ситуация в этом году была непростая, безусловно, чувствовалось напряжение, — рассказала Лайфу глава ассоциации Ольга Синицына. — Были в связи с этим проблемы, в основном связанные с временным отсутствием ответственных лиц, отвечающих за подписание отчётных документов по приёмке работ. Конечно, это очень большая проблема, на которую нельзя закрывать глаза (неисполнение контрактов. — Прим. Лайфа).

Синицына добавила, что в Минкультуры пытаются найти механизмы, с которыми столь глобальных проблем получится избежать, но пока выход они не нашли. На данный момент, в соответствии с законом о закупках, все контракты, сроки которых нарушены, необходимо будет расторгнуть.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×