YouTube может уйти. А что с iTunes, Netflix и ivi?
В Госдуму внесён законопроект об ограничении доли иностранного владения популярными сервисами онлайн-кинотеатров. Авторы законопроекта и депутаты называют главной его целью защиту национального контента, а представители сервисов видят в нём попытку расчистки рынка от конкурентов. Под удар попадут такие популярные сервисы, как ivi, Megogo и даже iTunes и Netflix. Кроме того, как предупредил правовой комитет Медиакоммуникационного союза (МКС), видеохостинг YouTube тоже подпадает под действие нового законопроекта, что может вынудить сервис уйти из России.
Депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Шамсаил Саралиев ("Единая Россия") предлагают ввести 20%-ное ограничение на владение платными аудиовизуальными сервисами для иностранных граждан. Речь идёт об интернет-кинотеатрах, аудитория которых составляет более ста тысяч российских пользователей в месяц или более 20 тысяч — на уровне одного региона России. Законодатели утверждают, что такие меры являются логичным продолжением поправок в закон о СМИ и способны защитить российский контент от экспансии иностранного медиабизнеса.
— Мы не можем допустить, чтобы неизвестные нам иностранные граждане контролировали российский рынок аудиовизуальных сервисов и принимали на территории нашей страны какие-либо решения, определяющие, кому что смотреть или слушать, — заявил Лайфу соавтор законопроекта, первый заместитель Комитета Госдумы по информационной политике Шамсаил Саралиев.
Впрочем, текст законопроекта написан вне стен Госдумы. Его автор — Медиакоммуникационный союз (МКС).
По мнению Союза, у онлайн-кинотеатров, имеющих существенную долю иностранных учредителей и иностранного капитала, в случае принятия закона будет два варианта: либо изменить структуру собственников, убрав лишних иностранцев, либо обратиться в Правительственную комиссию по иностранным инвестициям за разрешением на работу при существующей структуре капитала. Последний вариант, как следует из текста законопроекта, будет рассматриваться в исключительных случаях. На всё это у компаний останется не так много времени — до 1 июля 2017 года.
Согласно данным Ассоциации интернет-видео, под действие закона попадёт буквально несколько российских компаний, имеющих иностранную долю во владении более 20% — это ivi, Megogo и TVzavr. Доля их рынка составляет более 30%* от общего числа всех видеосервисов. В то время как участники Медиакоммуникационного союза на сегодняшний день не занимают на этом рынке существенной части.
*Данные предоставлены Ассоциацией интернет-видео.
Экспертное сообщество и бизнес встретили инициативу более чем холодно.
— Закон может быть принят в интересах компаний-участников Медиакоммуникационного союза, — заявили Лайфу в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
По мнению главного аналитика организации Карена Казаряна, законопроект затронет только конкретных игроков рынка — прямых конкурентов авторов законопроекта, что противоречит антикоррупционному законодательству.
В МКС с этим категорически не согласны. Пресс-секретарь организации Анна Ландер в разговоре с Лайфом подчеркнула, что целью закона является не регулирование работы конкретных компаний, а создание правового инструмента и условий для устойчивого развития рынка в перспективе.
— Никого ограничивать мы не намеревались, наоборот, создаём возможности. Это вектор, гибкий инструмент для развития отрасли. Мы смотрим на проблему глобально. Не с точки зрения компании, а с точки зрения экономики России, — заявили в МКС.
Между тем у сервисов iTunes и Netflix могут также возникнуть проблемы с принятием закона. Перспективы их работы пока остаются неясными. В компании Apple не смогли оперативно прокомментировать Лайфу свои планы в случае принятия закона, а Netflix пока официально не вышел на наш рынок. В Медиакоммуникационном союзе пояснили, что для продолжения деятельности в России Apple должна будет решить вопрос с Правительственной комиссией.
Впрочем, в Ассоциации электронных коммуникаций не боятся за судьбу крупных американских компаний в России.
— Если iTunes попадёт под действие закона, очевидно, что Apple не будет продавать свои акции. Регулятор тоже вряд ли что-то сможет с ними сделать, поскольку это будет чревато серьёзными политическими последствиями. В таких случаях крупные компании обычно делают вид, что закон их не касается, — считает Казарян.
А вот другие онлайн-кинотеатры прочувствуют на себе действие закона по полной программе. Процессы, связанные со сменой руководства и выводом иностранного капитала, пояснили в РАЭК, едва ли помогут их бизнесу. Возможно, многим придётся продавать акции. Эксперт предполагает, что проталкивание закона может быть ничем иным, как попытками сбить цену на акции крупных игроков.
— Компаниям придётся менять форму правления, продавать акции, но уже дешевле. Вообще, это выглядит так, как будто чьи-то бизнес-интересы пытаются обернуть в необходимость государственного регулирования, — добавил Казарян.
В компании-владелице популярного сервиса ivi сообщили Лайфу, что считают требования законопроекта способными пагубно повлиять на развитие инвестиционного климата России в целом.
— На рынке сейчас лидируют компании, не имеющие отношения к холдингам, входящим в МКС. Если законопроект будет принят, целому сегменту рынка придётся отказываться от значительной доли иностранных инвестиций, — отметил замдиректора ivi Михаил Платов.
С ним согласны в онлайн-кинотеатре Megogo. Гендиректор Виктор Чеканов считает, что законопроект может нанести существенную угрозу экономике страны. Сокращение инвестиций в сфере онлайн-видео, по мнению бизнесмена, приведёт к снижению доходов российского кино, а государство будет вынуждено эти средства выделять из бюджета, либо серьёзно пострадает наш кинематограф.
— Мы соответствуем нормам российского законодательства сейчас и будем соответствовать позже. Законопроект ещё не принят, и мы надеемся, что текст будет приведён в соответствие реальным требованиям экономики и запросам государства. Но в случае его утверждения пострадают не только онлайн-кинотеатры, но и вся отечественная киноиндустрия, — отметил Чеканов.
Как уже рассказывал Лайф, данный закон является продолжением линии по регулированию сферы Интернета. В 2014 году Владимир Путин подписал закон об ограничении доли иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ на уровне 20% и запрете иностранцам выступать учредителями средств массовой информации.
С аналогией законов не согласны в Ассоциации интернет-видео. Её директор Алексей Бырдин пояснил Лайфу, что онлайн-кинотеатры и СМИ, по его мнению, не имеют ничего общего.
— Если в случае с законом о СМИ логика об информационном влиянии понятна, то тут — нет. Онлайн сервисы и СМИ — принципиально разные сущности. Онлайн кинотеатры не создают повестку, не предлагают ничего пользователю. Человек сам запрашивает интересующий контент. По сути, это агрегаторы, — добавил Бырдин. — При этом у государства никогда ранее не возникало претензий к контенту онлайн-кинотеатров: ни единого прецедента по обращению Роскомнадзора по поводу фильмов или сериалов нет.
Закон об ограничении доли иностранного владения популярными сервисами онлайн-кинотеатров может вступить в силу с 1 марта 2017 года. За соблюдением его требований должен будет следить Роскомнадзор.