14 июля 2016, 12:56

Слабый иммунитет принуждает к замкнутости и одиночеству

Фото: © flickr.com/MarioWageman

Исследователи из Университета Вирджинии, год назад открывшие связь лимфатической системы с головным мозгом, в новой работе показали, как именно активность мозговых лимфатических сосудов влияет на социальное поведение животных.

Группа нейробиологов под руководством Джонатана Кипниса (Jonathan Kipnis) показала, что лимфатическая система мозговых оболочек содержит в себе клетки, обеспечивающие иммунитет. Дефицит выделяемых этими клетками веществ приводит к снижению числа социальных контактов. Это открытие может прояснить некоторые вопросы развития расстройств аутистического спектра и шизофрении. Полный текст научной статьи можно прочитать в Nature.

Долгое время считалось, что мозг практически не имеет связей с лимфатической системой. Он отгорожен от неё гемато-энцефалическим барьером, не пропускающим внутрь нервной ткани ни клетки иммунной системы, ни бактерии, ни крупные молекулы. Тем не менее, в 2015 году учёные из Университета Вирджинии обнаружили между оболочками мозга лимфатические сосуды, по строению сходные с аналогичными структурами в остальных частях тела. Год спустя тот же коллектив уточнил функции лимфатической системы мозга в экспериментах на мышах, дрозофилах и рыбах. Оказалось, что ряд веществ, выделяемых иммунными клетками в составе лимфатической системы мозга, влияет на число социальных контактов грызунов. Особенно чётко это проявляется в случае с гамма-интерфероном (IFN-γ).

Анализ РНК из нейронов и иммунных клеток оболочек мозга показал, что количество белка IFN-γ в лимфатических сосудах мозга коррелирует с социальной активностью животных. Гамма-интерферон усиливает выработку нейромедиатора под названием гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). ГАМК чаще всего снижает активность ощущающих её нейронов. Без достаточного количества IFN-γ ГАМК вырабатывается меньше нормы. Как итог — некоторые области мозга оказываются постоянно излишне активными, и мыши теряют интерес к общению с себе подобными. В число упомянутых выше областей мозга входит префронтальная кора. Кстати, именно этот участок коры нередко имеет избыточное количество внутренних связей у людей, страдающих расстройствами аутистического спектра.

Интерфероны — это белки, вырабатываемые иммунной системой для защиты от вирусов. Клетки с повышенным содержанием интерферонов вирус не поражает. Авторы статьи делают предположение, что нервная и иммунная системы эволюционировали вместе. Вероятно, снижение социальной активности у животных с низким уровнем интерферонов позволяло ограничивать распространение инфекции. Организмы, не способные бороться с вирусами, переставали общаться с остальными, и за счёт этого число случаев заражения сводилось к минимуму.