Записки психиатра. Осенняя депрессия? Проходите!
Максим Малявин, врач-психиатр, писатель и автор книги "Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счёт заведения" рассказывает о том, что вся ваша осенняя депрессия — фикция.
Фото: © Flickr/Keddy Ann Outlaw
Не знаю, где как, а у нас в городе осень наступила точно по расписанию, первого сентября. Отвёл дочь в школу, отправился на работу (как раз первый день после отпуска), гляжу, а около кабинета уже ждут несколько человек. Сначала подумал, что это мои постоянные пациенты соскучились. Пригляделся — ан нет, не совсем так. Есть и новые лица.
Стал принимать, расспрашивать, что к чему. Трое пожаловались на осеннюю депрессию. Расспросил поподробнее: в чём они видят свою осеннюю депрессию, что беспокоит, меняется ли настроение в течение суток, когда они себя легче чувствуют — утром или вечером, есть ли бессонница, как дела с аппетитом, нет ли потери вес. Задал ещё ряд вопросов, как и положено при сборе анамнеза. Ну и, конечно же, смотрел на мимику, моторику, на эмоциональный отклик. И что в итоге?
А ничего страшного. Ни у одного из трёх пациентов собственно депрессии так и не обнаружилось. Ни осенней, никакой вообще. Нет, они не были симулянтами, они действительно чувствовали себя неважно, но то была совсем не депрессия. А что тогда было? Невротическая реакция, вот что.
Если не рассматривать те случаи, когда обострение или дебют в виде настоящего депрессивного эпизода начались осенью, то что же будет в сухом (хоть и довольно многочисленном) остатке? Чаще всего — астенический синдром. Иногда — с лёгким субдепрессивным оттенком. То есть, быстрая утомляемость и истощаемость, раздражительность и неоправданно яркая реакция на любой, казалось бы, не особо сильный стимул (яркий свет, резкий звук, не та интонация в голосе собеседника) — вплоть до крика или слёз, а то и того, и другого. Это и перепады настроения (на устойчивое хорошее или устойчиво плохое в первом случае не хватает сил, а во втором — глубокого нарушения биохимии мозга), и комок в горле, и дрожь, и усиленно бьющееся сердце. Нет-нет, необязательно весь набор симптомов сразу, я лишь перечислил наиболее частые. Да, и со сном могут быть проблемы, и с аппетитом тоже.
Отчего так происходит? Откуда это берётся? Если говорить о начале осени, то всё объясняется довольно просто. На всякий случай уточню и повторюсь — если только это не начало истинной глубокой депрессии и не обострение уже имеющейся. Давайте возьмём в качестве примера нашего среднестатистического соотечественника... нет, не в вакууме и не особо сферического, хотя с годами и стремящегося к этой идеальной форме.
Что для него лето? Отпуск, дача, каникулы детей, солнце, тепло, море (для тех, кто может себе позволить) — словом, всё то, что так или иначе связано с отдыхом и сопутствующими ему положительными эмоциями. Помните, я писал про один из способов лечения эмоционального выгорания? Да, и это тоже. И вдруг (как всегда, внезапнее чебаркульского метеорита и незаметнее северного пушистого зверька) лето кончилось. И впереди — работа, учёба детей, а самое главное — предчувствие почти полугода (а то и больше) холодов, сырости, снега и прочих прелестей нашего оборонительного климата.
И вроде бы на самом-то деле силы есть, и их достаточно, и терпения хватит всю эту ситуацию перемолоть, но поди объясни это психике, которая где-то там себе решила, что всё хорошее уже закончилось, и лучший способ отреагировать — это уподобиться самому больному в мире Карлсону, которого спасёт только банка варенья! Это потом, чуть позже, придёт чувство (понимание-то, может быть и есть, но его, как всегда, оказывается мало), что эта осень — не последняя в жизни, и за нею (а также во время неё) ждёт много интересного и даже не особо противного. Потом. Достаточно лишь сделать шажок в эту осень. А потом ещё шажок. И ещё. Ощутить терпкий запах осенней листвы. Прикосновение паутины, унесённой свежим ветерком. Привкус дыма осенних костров. Не задерживаться на пороге, а постараться окунуться в новую ситуацию и в новый сезон с головой.
Ну а если не хватит сил, как тем, кто пришёл ко мне на приём — мы всегда рядом. С добрым словом и волшебным чемоданчиком. То есть, опять же ничего страшного: выход из ситуации отыщем.
Читайте также:
Эмоциональное выгорание, или "Да пошли вы все..."