ГиГАНСКИЕ ножницы Черчесова
Победив Гану со счётом 1:0 в своём втором матче на посту главного тренера сборной России, Станислав Черчесов показал, какую именно тактическую модель он собирается выстраивать.
В своём дебютном поединке, завершившемся блёклой нулевой ничьей — в Анталье с турками — Черчесов сделал ставку на "железнодорожный" блок. Самедов, Тарасов, Миранчук — трое этих полузащитников являют собой относительно светлое настоящее "Локомотива". Оздоева, защищавшего красно-зелёные цвета с 2010 по 2015 год, тоже можно с полным на то основанием внести в список "птенцов гнезда Смородской".
Увы, по части креатива этот параллелограмм в Турции не преуспел. Изысканный навес Самедова тогда перечеркнул бесталанный удар головой Оздоева. А больше по гамбургскому счёту в графу "созидание" записать было и нечего.
Понять Черчесова можно. Счёт времени его работы с командой накануне дебюта шёл буквально на часы. И решение плясать в такой цейтнотной ситуации от относительно устойчивой печки клубного блока выглядело вполне логичным.
Кстати, не сумев помчаться к станции "Светлое будущее — 2018" по атакующим рельсам сыгранности и взаимопонимания, кое в чём упомянутая выше четвёрка всё-таки преуспела. А именно — в удушении соперника высоким прессингом, в результате которого турецкие защитники несколько раз самостоятельно выводили форварда сборной России Смолова на ударные позиции.
Что до созидания, то за него в подавляющем большинстве эпизодов в рядах нашей команды отвечали двое — уже дважды упоминавшийся Самедов и переживающий вторую молодость 33-летний Жирков.
Последний, пожалуй, не выглядел таким голодным до обводки с момента своего отъезда в Англию в 2009-м. В результате атакующая модель сборной России в Турции — с явным акцентом на активность крайних полузащитников — напоминала гигантские ножницы...
ГРУБОСТЬ, ЮБИЛЕЙ, ТАМТАМЫ. ЧЕМ ЗАПОМНИЛСЯ МАТЧ РОССИЯ — ГАНА
После матча с Ганой в Москве этот образ в сознании укрепился окончательно. Россия летела в атаку почти исключительно на крыльях имени Жиркова и Самедова. За без малого неделю, прошедшую с российско-турецкого нулевого топтания, Черчесов эти ножницы наточил до остроты невероятной — и в Черкизове лезвия стригли купоны опасных моментов с радующей глаз частотой.
Но как же не хватало нашей сборной Дзюбы! Вот уж кому в голову можно буквально вложить адресный навес — и великан если не пробьёт сам опасно по воротам, то точно сбросит под удар Смолову, у которого нюх на голы в последние два года словно у матёрой ищейки. Собственно, в поединке с Ганой форвард "Краснодара" наглядно это продемонстрировал, результативно воплотив в жизнь кержаковский принцип "бил, бью, буду бить". Мог бы покатить мяч неприкрытому Дзагоеву — и тогда голу не помешало бы даже землетрясение. Но — понадеялся на помощь вратаря соперников, и тот не подкачал!
Впрочем, гол россиян в любом случае получился по-настоящему игроцким и эстетским. Чтобы доставить мяч от Акинфеева до Смолова, потребовалось всего несколько секунд. А уж насколько широко, а-ля Шерон Стоун, раздвигал ноги голкипер Куараси — это дело десятое.
Стремительность атак — тоже одно из явных черчесовских кредо. В позиционке, надо признать честно, у сборной пока получается мало и невнятно. Чаще всего — в соответствии с принципом Крылова "А вы, друзья, как ни садитесь...". В московском матче Черчесов сильно обновил список "музыкантов" в середине поля, усадив Миранчука и Оздоева на привычную и родную скамейку стадиона "Локомотив" (Тарасов, получивший в игре с турками травму, вернётся в строй в любом случае нескоро), но центр поля так и не заиграл свежими и яркими нотами.
Да, Газинский и Зобнин "давали динамику", эпизодами неплохо воплощая в жизнь ещё один ранее упомянутый игровой принцип своего тренера о необходимости постоянного давления на находящихся с мячом защитников соперника. Но иногда — даже в этой пресловутой динамике не преуспевали. Так, самый опасный момент у российских ворот в первом тайме возник, когда Зобнин, преследовавший соперника чуть ли не из центрального круга, в какой-то момент бросил бежать — словно Усэйн Болт перед очередным победным финишем. Вот только если Болт в результате своих забегов получает золотые медали, то сборную России в результате этого "променада" от первого гола в эпоху Черчесова спасла только перекладина.
Созидание? Плотные удары метров с 20—25? Дзагоевская лезгинка с мячом? Нет-нет, этого либо не было вовсе, либо не было почти. И, скорее всего, учитывая векторы мысли наставника сборной, не очень-то и будет.
А будут, рискнём оптимистично предположить, Дзюба со Смоловым на острие. И много фланговых прострелов-навесов в исполнении Самедова и Жиркова, и количество неизменно перейдёт в голевое качество (тем более что и с качеством передач у наших фланговых полный порядок)...
Вот только, как было справедливо замечено выше, Жиркову уже 33. Самедову — 32. И как бы всё то, что уже начинает неплохо прорисовываться, к 2018 году не превратилось в тыкву.
А, ну и оборона, конечно. Она плоха. Что с тремя защитниками, что с четырьмя. Вроде бы Новосельцев, с Ганой так и не сыгравший, к домашнему чемпионату мира грозится вырасти в центрального оборонца высокого уровня. Но и он, и даже железобетонный Березуцкий, с Ганой проводивший сотый матч за сборную, — небезупречны в выборе позиции. Что уж говорить об остальных...
Ситуации, когда турецкие и особенно ганские форварды в условиях полной свободы расстреливали Акинфеева, возникали регулярно. Наш вратарь, отметившийся сегодня не только на ниве отражения ударов, но и по части статистики (92 матча за национальную команду и обновление рекорда Рината Дасаева по количеству вратарских поединков), конечно, хорош, но вряд ли акинфеевские подвиги являются для Черчесова огромным поводом для радости. Угли потенциального пожара в нашей штрафной тлеют постоянно и, периодически разгораясь, сжигают тренерские нервы.
В следующий раз игроки сборной окажутся в черчесовских рукавицах с 3-го по 11 октября в Краснодаре. Там же 9-го числа проверят вновь приобретённые навыки в матче с Коста-Рикой. Посмотрим, трансформируются ли уже узнаваемые черты нового лица национальной команды во что-то новое.