Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 сентября 2016, 09:30

Учителей роботами не заменишь

Как известно, проблемы образования — это глобальные задачи человечества. Этим вызовам пытаются противостоять и с помощью современных технологий. В рамках проходящей в НИТУ МИСиС конференции EdCrunch Лайф поговорил с доктором Уильямом Ранкином, бывшим директором по глобальному образованию Apple, и профессором Христианского университета Абилина (ACU) в Техасе о роли технологий в обучении и будущем IT-отрасли.

 Фото: © Flickr/r. nial bradshaw

 Фото: © Flickr/r. nial bradshaw

Уильям Ранкин — независимый консультант, специализирующийся на влиянии новейших образовательных технологий. Работая в Apple с 2013 по 2016 год, отвечал за разработку, продвижение и усовершенствование инновационного преподавания и обучения. В качестве директора по образовательным инновациям в ACU помогал разрабатывать первые в мире индивидуальные занятия, для которых каждый студент получал устройство iOS. В 2008 году Ранкин был назван журналом Campus Technology "инноватором года" за мобильное обучение.

— Вы работали в Apple и занимались продвижением инновационного образования. А как вы относитесь к тому, что компании сейчас не только занимаются коммерческими проектами, но и пытаются решать проблемы всего человечества? Например, Facebook с инициативой Internet.org по выводу беднейших регионов в онлайн. Всегда ли хорошо, когда такие конгломераты решают поменять мир?

— Мне кажется, это важно, чтобы компании меняли мир, но, конечно, в позитивном ключе. Однако в прошлом многие организации оставляли негативный след. Инициативы, подобные действиям компании Facebook, по моему мнению, отличные. Мне хочется верить, что компании делают это исходя скорее из альтруистических позывов, нежели коммерческих. Например, Apple старается наладить условия труда рабочих на фабриках, решить проблему незаконной эксплуатации рабочей силы на протяжении нескольких лет, в том числе и в Китае. Ещё они много внимания уделяют экологии. Новый кампус Apple построен исключительно на возобновляемых источниках энергии.

— Могут ли технологии помочь улучшить ситуацию с обучением школьников в развивающихся странах, где нет даже традиционной системы образования?

— Технологии в первую очередь — это инструмент. Сами по себе они не могут решить какие-то проблемы. Тем не менее эти инструменты способны превознести наши возможности: я не могу поднять этот тяжёлый камень, но могу создать кран или машину, которые для меня его поднимут, и это делает сильнее меня. Я считаю, что в некоторых аспектах технологии могут помочь решить проблемы в образовании как в развивающихся странах, так и в других местах. Например, "Википедия" стала для маленького сообщества в ЮАР своеобразной библиотекой за неимением бумажных книг. Сами книги дороги, а в некоторых местах их сложно хранить — например, из-за климата. Однако потребление информации не решение. Но в чём могут быть полезны технологии? Они помогают нам связываться друг с другом. Социальное взаимодействие особенно важно.

— То есть вы согласны с Джимми Уэйлсом из "Википедии" в том, что онлайн-курсы всё же не могут заменить школы?

— Да, согласен. Школы должны стать местом, куда люди могут прийти и все вместе что-то создавать. В своём роде воркшоп. Место, где люди собираются не ради одной темы, а чтобы что-то делать вместе. В этом направлении и должны развиваться школы.

— Инновации в школах — это хорошо. Но вот у нас, например, учителя постоянно жалуются на низкую зарплату, урезаются бюджеты. Как можно строить технологичную среду в таких условиях?

— Надо понимать, что некоторые современные технологии могут освободить нас для новых возможностей, они выгодны. Например, библиотеки должны постоянно расширять свой ассортимент книг. Нужно не только платить за сами книги, но и содержать помещения под них: платить за освещение, отопление, а также зарплату работникам. Всё это огромные затраты. Но если моя библиотека онлайн, то мне не нужно платить за аренду помещения, электроэнергию. А сами сотрудники могут заняться другими вещами: например, обучать посетителей. За меньшие деньги я могу снабдить своих учеников устройствами для просмотра этих онлайн-книг. И в этом плане технологии позволяют нам использовать свои ресурсы более продуктивно.

В университете, в котором я работал до того, как присоединился к Apple, мы экспериментировали на тему, а нужны ли нам классные комнаты и как они должны выглядеть. В большинстве университетов и в большинстве случаев классы пусты. А ведь мы платим большие деньги за эти помещения. Мои ученики могут собраться в сквере и пойти исследовать окрестности, а потом загрузить все полученные результаты от наблюдений в онлайн для того, чтобы все могли их изучить. А через неделю мы встретимся в этом сквере, чтобы обсудить наши находки. Это всё может привести к тому, что помещения в университетах будут уменьшаться или их места будут использоваться, например, для общих собраний всего городка.

— Получается, для того чтобы это всё стало реальностью, необходимо поменять всю систему образования.

— Система образования уже сейчас меняется. Конечно, есть школы и учителя, которые до сих пор сопротивляются прогрессу. Но я считаю, что это всё равно произойдёт, хотят того люди или нет. Некоторые не осознают: война кончена, решение уже тут. И людям потребуется время, чтобы осознать это. Я до сих пор слышу истории об учителях, которые ругаются в классе: "Никаких телефонов!". Да это просто сумасшествие. В 2009 году в Великобритании было проведено следующее исследование среди шестиклассников. Выяснилось, что 65% опрошенных школьников использовали мобильные устройства, чтобы сделать классное задание, несмотря на то что мобильники запрещены. Две трети школьников применяли незаконные устройства! Все мы знаем, что учащиеся умеют пользоваться девайсами совершенно незаметно, просто это уже неотъемлемая часть нашей жизни. И если школы не примут этих перемен, то они просто не будут соответствовать действительности.

— А что вы думаете про виртуальную реальность и её роль в обучающем процессе?

— Я лично выступаю против виртуальной реальности. Виртуальная реальность — это весело, но в ней всё не по-настоящему. Знаете, недавно была выпущена игра для ограниченного количества игроков: суть в том, что, если вы умрёте в игре, вы больше не сможете в неё играть. Потому что вы мертвы! Можно смотреть, но не играть. Это интересно, так как тут уже реальные ставки. Сейчас в любой игре можно, если вам скучно, нарочно выйти из игры, и ничего страшного. Это неинтересно.

Мне нравится дополненная реальность. Вот я в Москве в первый раз, и тут много интересных мест. У меня потрясающий гид, но что если я могу сам погулять по городу и видеть фотографии прошлых времён какого-то места, находясь рядом с ним? Плюс получить дополнительную информацию, прочитать историю, узнать, почему это место так важно для россиян. Это помогает мне больше взаимодействовать с реальным миром, и именно это мне нравится в дополненной реальности. Тогда как виртуальная реальность уносит меня из настоящего мира.

— А как относитесь к искусственному интеллекту (ИИ)? Считаете, что роботы заменят людей?

— Если роботы заменят людей — всем нам будет плохо. Но ИИ во многих аспектах — полезная вещь. На самом деле мы плохо справляемся даже со своим интеллектом, что тогда говорить об искусственном интеллекте? (Смеётся.) Это может быть опасно для нас. Чего я боюсь, так это когда некоторые люди говорят, что школы обойдутся нам дешевле, если алгоритмы и компьютеры начнут сами проверять домашние задания. По мне — это ужасная идея. В основе своей образование — это то, что делает нас более человечными. Да, может быть, такое решение будет выгодно с материальной точки зрения, но совершенно не пойдёт нам на пользу. Люди должны находиться рядом с другими людьми. ИИ, безусловно, будет создан. И технологическая сингулярность. Но надеюсь, что мы будем умнее к этому времени.

Но есть примеры, когда компьютеры действительно могут быть полезны. Например, в медицине. Был недавно случай, когда суперкомпьютер Watson от IBM помог поставить правильный диагноз. Одна женщина в Японии страдала от странного заболевания, ходила к сотне врачей, но никто не мог ей помочь. Она перепробовала все лекарства и виды лечения, но становилось только хуже. В конечном счёте всю её историю болезни "скормили" Watson, а тот свёл эти данные с миллионами медицинских источников и различными врачебными делами. Машина поставила диагноз за 10 минут, выяснив, что пациент страдает одной из форм лейкемии, и предложила лечение. Тем не менее всегда должен присутствовать человек, который оценит этот диагноз. 

— Как вы думаете, как изменится Интернет в будущем? Каковы ваши прогнозы?

— Огромное количество информации потребует улучшенных поисковых систем. Поэтому я думаю, что поиск будет становиться более продуктивным. Сейчас существующий поиск слишком коммерциализирован и уже не так достоверен.

Надеюсь, что дополненная реальность также будет развиваться. Тогда вся эта разрозненная информация начнёт привязываться к конкретным местам. Ведь сейчас, когда я хочу найти итальянский ресторан, мой смартфон не находит каждый итальянский ресторан в мире, а показывает только пять ближайших — информация ситуационная. И это один из способов по организации информации. И сейчас задача состоит в том, как организовать огромные массивы данных и связать их по определённому образцу. Интернет станет более "ситуационным", и именно так мы его будем использовать.

Безусловно, появятся новые медиа. Кроме того, люди захотят испытывать на себе более яркие эмоции. Поэтому будут развиваться те же VR-шлемы, имитирующие разные ощущения.

Мобильные устройства будут становиться более мощными и доступными. И всё чаще мы будем управлять девайсами вербально — например, голосом. И такое взаимодействие на самом деле более человечно: не я адаптируюсь под машину, а машина — под меня.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров