"ЛУКойл" избавляется от своего самого прибыльного актива в Европе
"ЛУКойл" избавился от собственного бункеровочного предприятия на Сицилии. Оно долгие годы вывозило бензин с местного НПЗ компании. Теперь доставка нефтепродуктов с завода на материковую часть Италии, где находятся основные потребители и лукойловская сеть АЗС, сильно теряет в рентабельности.
Ненужная итальянская дочка
Крупнейший частный нефтедобытчик России начал процесс выхода из своих активов в Италии. Первым под нож попала бункеровка — заправка и отгрузка на суда переработанного топлива, дизеля и мазута. В прошлом году, как свидетельствуют имеющиеся у Лайфа документы компании, её местная "дочка" — LUKOIL-Bunker Italy Srl — была вычеркнута из списка аффилированных лиц. По данным "ЛУКойла", она обслуживала местный нефтеперерабатывающий завод на острове Сицилия, принадлежащий самой нефтекомпании.
Интересно, что сам НПЗ до сих пор значится в структуре зарубежных активов российской компании. Это странно по той причине, что больше половины вырабатываемого там бензина уходит потребителям с материковой части Италии. А доставить товар туда, как несложно догадаться, дешевле всего с помощью собственного нефтеналивного порта, от которого "ЛУКойл" и отказался. "Привлечение для этих целей сторонних портов и судов — задумка малорентабельная и нереалистичная", — отмечает в разговоре с Лайфом источник в "ЛУКойле".
— Перевод бункеровочной компании на другое юрлицо исключён: за последний год среди связанных с "ЛУКойлом" лиц не появилось новых компаний из Италии, — замечает собеседник Лайфа в компании Вагита Алекперова.
Официальные представители "ЛУКойла" и его итальянской "дочки" не ответили на запрос Лайфа.
В июне прошлого года Алекперов говорил СМИ, что в ближайшем будущем действительно не исключает продажи заводов в Италии и других европейских странах.
Сицилийский завод ISAB является крупнейшим по установленной мощности активом "ЛУКойла" в Европе. По данным итальянской ассоциации переработчиков Unione Petrolifera, его мощность достигает 19,4 млн тонн нефти (по данным "ЛУКойла", несколько меньше — 16 млн т). Остальные заводы компании слабее — завод в Болгарии "ЛУКойл нефтохим Бургас" перерабатывает максимум 9,8 млн т, в Румынии ("Петротел ЛУКойл") — 2,4 млн т, в Голландии (Zeeland Refinery) — 3,6 млн т.
По данным источников и экспертов Лайфа, для выхода из актива у "ЛУКойла" есть масса причин.
Бизнес-проблемы с подтекстом
Наверное, одна из самых существенных — что завод постоянно снижает переработку. По данным Unione Petrolifera, сицилийский завод испытывает проблемы с загрузкой: если в 2007 году на нём было переработано 14 млн т нефти, то в 2012-м — уже 10 млн т, а в 2015-м — всего 7,3 млн т (по данным самого "ЛУКойла", в 2015-м было переработано 9 млн т).
— На сайте "ЛУКойла" сказано, что сырьё на итальянский НПЗ поставляется в основном из стран Черноморского региона, Северной и Западной Африки, Персидского залива. Но с конца нулевых импорт сырой нефти всё чаще заменяется импортом готового к использованию топлива напрямую потребителям, в обход местных НПЗ, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
В 2014 году вице-президент Unione Petrolifera Алессандро Джилотти говорил, что из-за увеличения отгрузок бензина из стран Персидского залива "страна становится уязвимой": по сравнению с 2008 годом, переработка на местных НПЗ упала на 30%. За 2014 год закрылись крупные заводы в Риме, Мантуе, Венеции и Кромоне, говорил Джилотти.
На самом деле "ЛУКойл" понимал всю ущербность завода и собирался привлечь в Сицилию иракскую нефть, в основном со своего проекта "Западная Курна — 2", утверждают источники Лайфа. Но из-за падения цен на чёрное золото иракское правительство, как уже писал Лайф, урезало нефтяные и денежные отчисления "ЛУКойлу". За 2016-й, по данным компании, с Западной Курны она получила 5 млн т нефти, то есть ровно вдвое меньше, чем годом ранее.
Впрочем, даже с загрузкой менее чем наполовину завод остаётся в числе четырёх крупнейших НПЗ Италии (хотя в 2012-м был вторым). Его доля на местном рынке составляет 11%. Первое место по переработке занимает НПЗ SARAS на Сардинии. Кстати, 12% этого завода до недавнего времени принадлежали "Роснефти". В январе крупнейшая российская нефтекомпания продала свою долю частным инвесторам за 174 млн евро. По данным компании, это произошло из-за невозможности увеличить свой пакет акций по причине европейских санкций. В отличие от лукойловского ISAB у SARAS с загрузкой было всё хорошо — из 15 млн т мощностей в 2015-м было задействовано 14,5 млн т, свидетельствуют данные Unione Petrolifera.
Кроме недостатка топлива компанию Вагита Алекперова к продаже НПЗ подталкивает снижение популярности среди морских перевозчиков дизеля и мазута.
— В последнее время, особенно на Балтике, в связи с экологическими требованиями Евросоюза традиционный дизель всё чаще заменяется сжиженным газом (СПГ), — замечает в разговоре с Лайфом Юшков из ФНЭБа. — Хотя Средиземноморье эта тенденция сильно пока не затронула.
Но это, вполне возможно, лишь вопрос времени. Так как спрос на дизель и мазут действительно снижается во всей Европе, в том числе и в Средиземноморье, подтвердил Лайфу редактор газеты "Морские вести России" Анатолий Кузнецов.
Ещё более сильную роль в отторжении россиян из европейского бизнеса играет не столько экономический, сколько политический фактор, считают аналитики.
— На компанию оказывается давление. Возьмите, к примеру, начавшиеся в 2014-м преследования топ-менеджмента румынского НПЗ "ЛУКойла". Да, они хоть и закончились ничем в 2016 году, но российской компании дали понять, что ей здесь не рады, — приводит пример Юшков. — "ЛУКойл" понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски.
Сейчас стоимость завода, по расчётам аналитика Moody’s Криса Лафакиса, с учётом снизившейся маржинальности бизнеса, может достигать $2 млрд. Покупка и наращивание доли в НПЗ в 2008–2013 гг. стоили "ЛУКойлу" примерно $2,5 млрд.
В последние несколько лет компания Алекперова очень активно распродаёт свои европейские активы. В 2014 году компания продала розничный бизнес в Восточной Европе: 44 АЗС в Чехии, 75 — в Венгрии и 19 — в Словакии, а также в Польше, Прибалтике и нефтехимический завод на Украине.
Впрочем, летом первый вице-президент компании Владимир Некрасов сообщил, что в начале 2016-го "ЛУКойл" купил сети АЗС в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. По последним планам Алекперова, компания намерена активизировать свой розничный бизнес в Турции.