Регион

Уведомления отключены

11 августа 2016, 18:45

Полмиллиарда с Google. За что ФАС наказал IT-гиганта?

Сегодня, 11 августа, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России определилась с размером штрафа для американской Google по делу, которое началось по жалобе "Яндекса" и длилось больше года. Наказание за нарушение антимонопольного законодательства РФ оценили в 438 млн руб. Будет ли заключено мировое соглашение Google с ФАС и отразится ли это дело на деятельности компании в РФ, разбирался Лайф.

Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин, Flickr / Niharb

Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин, Flickr / Niharb

С чего всё началось

В феврале 2015 года "Яндекс" пожаловался в ФАС на Google, обвинив американскую компанию в антиконкурентных практиках. В частности, российского гиганта не устраивало то, что Google благодаря самой популярной мобильной ОС Android доминирует на рынке и запрещает сторонним разработчикам предустановку их приложений на смартфоны и планшеты на этой системе. Конкретно назывались производители Fly, Explay и Prestigio, которым, как утверждал "Яндекс", Google запретил ставить все сервисы российской компании.

"В зоне риска не только "Яндекс", но и другие крупные разработчики, чьи сервисы конкурируют с продуктами Google, и другие производители устройств, рискующие потерять возможность выбора наиболее привлекательных вариантов предустановки сервисов", — говорилось в официальном заявлении российского поисковика.

"Яндекс" даже предложил отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов, таких как карты, почта и прочее. 

В результате расследования ФАС признала Google нарушителем закона "О защите конкуренции" (о злоупотреблении доминирующим положением). Ведомство предписало компании исключить из соглашений с производителями требования, ограничивающие установку приложений и сервисов других разработчиков. Кроме того, компания должна проинформировать российских пользователей Android-устройств о деактивации предустановленных приложений Google, изменении поисковой машины в браузере Google Chrome, возможности установки иного виджета поиска и установки иных приложений, а также смены расположения иконок на экране устройства в форме уведомления, которое должно быть выведено на экран мобильного устройства. "Яндекс" воспринял решение ФАС положительно. 

Фото: © Flickr / ermakov

Во время конференц-колла при объявлении финансовых результатов за второй квартал 2016 года гендиректор "Яндекса" Александр Шульгин заявил, что в конце июня компания зафиксировала рост поисковых запросов на Android-устройствах. Он отказался назвать конкретные цифры, однако подчеркнул, что это произошло благодаря новым контрактам, заключённым с производителями гаджетов после решения ФАС.

Вопросы по штрафу

Дата назначения штрафа постоянно передвигалась, и в итоге 11 августа ФАС объявил о 438 млн рублей взыскания. Максимальный предусмотренный законодательством штраф мог составить 15% от оборота за 2014 год в России. Google не раскрывает свои финансовые показатели по странам, однако в январе в ФАС заявили, что сумма штрафа составит около 7% оборота в РФ. Если реальный штраф действительно рассчитывался так, то тогда оборот Google в России за год составил 6,26 млрд рублей. По некоторым независимым оценкам, годовой оборот Google Play в РФ в 2014 году мог превысить $70 млн.

Как отметил в разговоре с Лайфом ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, остаются вопросы к тому, каким образом ФАС рассчитывала сумму штрафа. "Непонятно, откуда взялась такая цифра. Процент от оборота? Google обвинили в доминировании на рынке магазинов приложений. Выручку генерят не магазины приложений, а сами товары. Они являются отдельной единицей, и их показатели не могут учитываться", — утверждает он.

Последнюю новость о назначение штрафа Google в "Яндексе" отказались прокомментировать Лайфу. В Google же отметили, что пока изучают уведомление ФАС и примут решение позже.

Мир?

Фото: © Flickr / Shu Wu

В ФАС неоднократно подчёркивали, что, возможно, стороны подпишут мировое соглашение.

По словам адвоката бюро "Деловой фарватер" Сергея Литвиненко, даже если Google пойдёт на мировую, это не избавляет её от уплаты штрафа. Впрочем, стороны могут договориться об уменьшении суммы взысканий.

"Обычно в мировых соглашениях по таким делам стороны договариваются о том, что штраф значительно уменьшают (обычно до минимального размера), а компания обязывается предпринять действия по восстановлению конкуренции на рынке, т.е. в максимально быстрые сроки устранить выявленные нарушения, за которые была оштрафована, — говорит Литвиненко. — При этом ФАС может снизить количество своих требований к компании, т.е. разрешить не устранять часть нарушений или выполнять часть требований, если их технически невозможно выполнить, например".

При этом, по его словам, вероятность заключения мирового соглашения — ниже средней.

Также компания может продолжить подавать апелляции. Американская компания оспорила в суде решение регулятора в конце 2015-го, однако иск был отклонён Арбитражном судом Москвы. 16 августа этого года будет проведено следующее заседание по этому делу. 

Как отметил Муртазин, ФАС лично заинтересован в мировом соглашении, так как, если компания дойдёт до высших инстанций, ведомство может проиграть.

Без эффекта

Фото: © Flickr / TechStage

Эксперты считают, что дело ФАС против Google никак не отразится на деятельности компании.

"Штраф и решение ФАС никак не повлияют на пользователей, на Google или на то, как Google работает в России", — считает Эльдар Муртазин. По его словам, Google не пойдёт на уступки России.

В сентябре 2015 года, когда стало известно о решение ФАС, The Wall Street Journal писал, что доля Google в России не так велика по сравнению с Европой, где к компании предъявляются аналогичные претензии. Аналитик Evercore ISI Кен Сена отметил газете, что российское разбирательство важнее скорее для "Яндекса", нежели для американской корпорации.

Как считает Муртазин, спор о предустановке приложений — это вопрос денег.

"Никто не запрещал платить деньги и ставить своё приложение на первый экран смартфона. Но денег у "Яндекса" не появилось. Производители гаджетов пытаются максимилизировать свои прибыли, поэтому тот, кто платит больше, стоит на первом экране. Если это делает Google, то стоят приложения Google. Если "Яндекс", то "Яндекса", — констатирует он.

По словам гендиректора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, у пользователя всегда есть выбор и он может самостоятельно установить любое приложение из магазина.

"Логично, что Google, разработав самую популярную мобильную ОС, диктует свои правила. Ничто не мешает "Яндексу" так же создать свою ОС и продвигать её через производителей, предустанавливая свои приложения", — отметил он.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров