Как дорожал жетон в метро Петербурга в XXI веке

Как дорожал жетон в метро Петербурга в XXI веке

Фото: © РИА Новости/Игорь Руссак

5180
45 рублей за один жетон — именно такая сумма была озвучена в среду в петербургском парламенте, где губернатор Георгий Полтавченко представил проект бюджета на 2017 год. Лайф вспомнил, как дорожал проезд в метро в новом тысячелетии, и предположил, к какой альтернативе теперь стоит готовиться петербуржцам в следующем году.

В среду, выступая в петербургском парламенте, градоначальник подчеркнул, что, исходя из параметров финансового документа, стоимость проезда в метро планируется увеличить в следующем году до 45 рублей, а стоимость проезда на наземном транспорте — до 40 рублей. Это значит, что цена жетона вырастет сразу на беспрецедентные для новейшей истории петербургской подземки 10 рублей с нынешних 35 за жетон.

Как подчеркнул Полтавченко, такая мера позволит стимулировать переход пассажиров к многоразовым билетам на электронных носителях, тогда как подорожание жетонов отразится на кошельке туристов или тех, кто редко пользуется общественным транспортом, цитирует пресс-служба сообщение губернатора. Стоимость проездных билетов длительного пользования вырастет максимально на 7,7%, отметил он, что находится в пределах инфляции.

Однако в Сети уже появилась петиция с требованием сохранить текущую стоимость жетонов, что ещё раз доказывает популярность именно такого способа расчёта у петербуржцев. Нехитрый подсчёт активистов показывает, что при озвученном раскладе в день обычному петербуржцу придётся потратить не менее 90 рублей. А на плечи семьи с двумя детьми и вовсе могут лечь расходы на транспорт в 500 рублей в день.

Предвидя "жетонный психоз", который уже накрывал петербургскую подземку несколько лет назад перед очередным подорожанием, в метро Петербурга заявили, что продажа жетонов будет ограничена. "Во избежание спекуляций", — подчеркнули в пресс-службе подземки.

В 1955 году на момент ввода Ленинградского метрополитена в эксплуатацию стоимость проезда составляла 50 копеек за одну поездку. Для оплаты проезда использовались билеты или проездные документы, а проход осуществлялся через контрольные пункты. В штате каждой станции состояло до двадцати контролёров и кассиров. Такая цена на билет в одну сторону сохранялась на протяжении десяти лет и лишь в 1961-м после денежной реформы (десятикратной деноминации) изменилась до 5 копеек.

В 1991 году проезд в метро Петербурга составил 15 копеек, а монеторазменные автоматы ещё продолжали разменивать только десяти- и двадцатикопеечные монеты на пятаки.

В 1993-м петербуржцы впервые начали платить за проезд в метро рублями. 11 февраля этого года стоимость поездки составила 5 рублей. Позже проезд обойдётся и в 300, и даже в 1500 рублей. Доденоминационные цены сохранялись вплоть до 1998 года, когда стоимость проезда наконец вернулась в более привычные рамки: 1,5 рубля за жетон.

XXI век пассажиры петербургской подземки встретили ценой 5 рублей за жетон. Такая сумма была официально утверждена 1 августа распоряжением губернатора. А вот уже после стоимость разового проезда в метро Петербурга, казалось бы, не преподнесёт сюрпризов. До сегодняшнего дня.

Новость о рекордном десятирублёвом скачке стоимости жетона ожидаемо шокировала не только петербуржцев, но и заставила задуматься экономистов. По словам директора Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ Александра Кайсарова, то, насколько темп роста тарифов на проезд превышает темпы роста доходов и темп инфляции, — серьёзный повод для беспокойства.

— Безусловно, это не самая приятная новость. Ожидать, что тарифы будут снижаться, конечно, не стоит. Другое дело, что они достаточно часто меняются. Вот это настораживает. Этот темп намного превышает темп роста доходов и даже темп роста инфляции. Я бы согласился с повышением тарифа, если бы он соответствовал темпу роста инфляции. Да, есть издержки, существует рост на топливо. Это понятно. Но когда на такую сумму повышение, возникает вопрос насчёт эффективности использования ресурсов. Я предполагаю, что за этим стоит желание городских властей снизить бюджетную нагрузку по содержанию транспортной инфраструктуры. Дело в том, чтобы вот эта доля расходов на транспорт не менялась в структуре заработной платы, — прокомментировал в интервью Лайфу специалист.

Кайсаров не исключает, что при таком резком повышении тарифов на транспорт петербуржцам едва ли не выгоднее переходить на такси, которое сейчас можно заказать через онлайн-сервисы по достаточно низким ценам.

Впрочем, по статистике ГКУ "Организатор перевозок", сейчас проездными (как ученическими, студенческими и пенсионными, так и "Подорожниками") пользуется более 70% горожан. Для них стоимость проезда в следующем году будет ниже заявленных 45 рублей, говорят в Смольном. Но сколько именно — в правительстве пока умалчивают.

Отметим, что, по данным Петростата, средняя номинальная заработная плата, начисленная за август 2016 года в Петербурге, составила 46 084 рубля. Лучше всего чувствовали себя, исходя из официальной статистики, работники сферы добычи полезных ископаемых (в среднем получившие за август 320 тыс. рублей). Меньше всего получили, пожалуй, одни из основных ежедневных посетителей метро — работники сферы образования, которые, по информации Петростата, зарабатывают в Петербурге в среднем около 35 тыс. рублей (данные за август 2016 года).

Между тем на различных сервисах по поиску работы популярными остаются предложения и на 25—30 тысяч рублей.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×