Бессмысленный и беспощадный пиар. Зачем бренды вкладываются в антирекламу?
Прошла презентация "отечественного" смартфона BQ, специально созданного для болельщиков и футболистов московского клуба "Спартак". Реклама обязательно будет громкой и незапоминающейся, а сами футболисты сразу после фотосессии вернутся к своим айфонам и навсегда забудут марку, которая заплатила им за рекламу.
Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Алексей Филиппов
Вы помните что-то о том, что у известной телеведущей Ольги Бузовой, согласно её рекламному контракту, должен быть только и исключительно смартфон марки Samsung?
Или, возможно, вам навсегда запал в сердце проект "Голос", спонсором которого стала компания LeEco? А, нет, вы, наверное, из тех, кто сразу после презентации официального смартфона Чемпионата мира по футболу — 2018 Vivo X20 отправился его покупать.
На мой субъективный взгляд, вкладываться в рекламу, которая гарантированно не сработает, можно только в случае личной финансовой заинтересованности. Неужели бренд-менеджерам Samsung непонятно, что Бузова, сфотографировавшись с их смартфоном, вернётся к своему iPhone X? Или что именно телефонами Apple как пользовались, так и будут пользоваться футболисты "Спартака", а бренду BQ достанется место разве что на билбордах футбольного клуба?
Не подумайте ничего такого. Футболист известного клуба, разумеется, в первую очередь не человек, а грамотно используемая рекламная площадь, активно бегающая по газону в течение 90 минут, причём в прайм-тайм. То есть, с этой точки зрения, реклама эффективная и полезная. Но только если купить участок рекламного пространства на форме футболиста. Любые же попытки регламентировать поведение человека вне рекламного контракта всегда и обязательно проваливаются.
Ну невозможно научить участников "Дома-2" пользоваться смартфонами на операционной системе Android, они к этому не приспособлены. И Кокорин с Дзюбой не станут упиваться вдребезги газированным винным напитком "Лев Голицын", потому что привыкли тратить тысячи долларов на Cristal. С него голова болит более, знаете, элитно.
"ЛУКойл" в "Спартаке" и "Газпром" в "Зените" — логичное и правильное брендирование. Точно такое же, как Qatar Airways и Barcelona. Громкие футбольные клубы и громкие же их спонсоры, которые знамениты и без связки с той или иной спортивной командой.
Существует такое высказывание в среде профессиональных пиарщиков: "Пиар не должен быть лучше продвигаемого продукта". Это же касается и рекламы и кобрендинговых проектов. Чтобы было понятнее, представьте себе, что ириски "Буратино" стали титульным спонсором конюшни Mercedes в Formula 1.
Мало примеров с Бузовой и LeEco? Пожалуйста, ещё один яркий пример — Егор Крид. Этот отечественный музыкант в прошлом году подписал рекламный контракт с китайским брендом Oppo, который также пытался захватить российский рынок смартфонов, точнее, закрепиться на нём.
LeEco спонсорство шоу "Голос" никак не помогло: продажи как были, так и остались на уровне чуть выше нуля, а через год компания обанкротилась. Бренд Oppo тоже стал спонсором "Голоса", но про него ничего не слышно и сейчас, в топе продаж его нет. И Крид, который подписал контракт с китайцами, продолжает писать в "твиттер" через приложение для iPhone.
Мало этих примеров? Давайте добавим ещё один. Была такая компания — Yota Devices. Выпускала ультраинновационные двухэкранные смартфоны, опередившие время настолько, что люди их не покупали вообще. У них тоже был бренд-амбассадор — настоящий и очень модный — Тимати. Деньги на звезду потратили, а производитель в итоге просто умер, оставив в живых только амбиции своего создателя.
В общем, в большинстве представленных примеров, включая пример контракта "Спартака" и BQ, налицо пустая трата средств, которые принесли бы куда больше пользы, если бы были израсходованы на изучение специфики российского рынка смартфонов.