Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 сентября 2016, 17:30

Всё начиналось с Вилли. Кого выбирали талисманами чемпионатов мира по футболу

23 сентября в 20:18 стартовал последний этап выборов талисмана российского чемпионата мира по футболу 2018 года. Лайф рассказывает о том, как проходил отбор трёх "финалистов", где можно проголосовать за Тигра, Волка или Кота, и вспоминает историю маскотов для футбольных мундиалей.

Фото: © FIFA

Фото: © FIFA

Слово "маскот" пришло к нам из французского, точнее из провансальского диалекта, но популярным стало в конце XIX века благодаря композитору Эдмону Одрану, чья оперетта "Маскот" о девушке, приносящей удачу, была хитом французских театров в течение нескольких десятилетий. А вот где появился первый спортивный маскот, история умалчивает.

Остались свидетельства, что уже в 1908 году свой талисман был у бейсбольного клуба "Чикаго Кабс". И в его качестве была задействована ни много ни мало... туша мёртвого медведя! Впрочем, это вполне может быть чикагской городской легендой. Но нынешний маскот этой команды — именно этот зверь.

Что же до чемпионатов мира, в этом году первый талисман в истории мундиалей отпраздновал свой юбилей — 50 лет. Изобретение персонажа принадлежит родоначальникам футбола, англичанам. Перед чемпионатом мира 1966 года (кстати, самым успешным для нашей сборной в истории, так как заняли 4-е место) детским иллюстратором Рэгом Хоем был представлен львёнок Вилли с мячом, одетый в футболку с британским флагом. Благодаря авторским правам художник заработал почти семь миллионов фунтов стерлингов на своей картинке, а льва и по сей день берут с собой во все путешествия английские фанаты.

Неудивительно, что именно это животное принесло львиную долю доходов организаторам чемпионата, и простая находка оказалась прорывом, дав старт широкому маркетингу на мировых турнирах. Сейчас продажа сувенирной продукции — одна из главных статей доходов любых спортивных соревнований. На последних чемпионатах мира именно символика с маскотами приносит основную прибыль в кассу мероприятия. На прошлом чемпионате мира в Бразилии самым популярным товаром стала кепка с броненосцем Фулеко. А на зимних Олимпийских играх в Сочи российская маркетинговая программа принесла рекордные за всю историю 1,3 миллиарда долларов, и бестселлером стал плюшевый белый Мишка (было раскуплено более миллиона штук).

Но после двух побед медведей в выборах талисманов перед Олимпиадами 1980 и 2014 годов (в обоих случаях, кстати, мишки принесли удачу и победу в медальном зачёте) оргкомитет чемпионата мира 2018 года решил попробовать кого-нибудь нового на роль символа России.

В финал вышли Кот, Волк и Тигр. Подробности организаторы пока держат в секрете. Единственное, что сообщается неофициально, — предполагается, что Тигр будет космонавтом и избираться в талисманы в скафандре. Выбор нам предстоит ответственный — его увидит почти половина населения Земли. Последний чемпионат мира практически сравнялся по телеаудитории с летней Олимпиадой. Его посмотрели 3,2 миллиарда человек.

Народное голосование, которое открылось на сайте ФИФА после представления трёх финалистов, станет третьим и заключительным этапом отбора. А кампания по выборам талисмана длится уже более полутора лет. В апреле 2015 года на том же сайте ФИФА все желающие могли предложить описание маскота — реального или вымышленного персонажа, одушевлённого или нет. Как сообщалось, основной целевой аудиторией опроса задумано было сделать молодёжь: болельщиков в возрасте от 8 до 16 лет.

На втором этапе к отбору подключились более 500 студентов 57 художественных вузов страны. Они должны были воплотить в жизнь один из образов, представленных в сокращённом списке. Финалистов определяло жюри. В нём заседали актёр и режиссёр Фёдор Бондарчук, актриса Виктория Толстоганова, телеведущая Оксана Фёдорова, музыкальный продюсер Виктор Дробыш, певица Полина Гагарина, участники театрального "Квартета И" Леонид Барац и Ростислав Хаит, дизайнер Игорь Гурович, председатель совета директоров ЗАО "Государственные спортивные лотереи" Армен Саркисян, вратарь сборной России Игорь Акинфеев и другие.

Победительницами по результатам голосования жюри стали 3 девушки: Екатерина Бочарова из Томска, нарисовавшая Волка, Валерия Табуренко из Санкт-Петербурга, представившая Тигра, и Софья Подлесных из Великого Новгорода, изобразившая Кота. Именно из этих трёх творений предстоит выбирать болельщикам. Голосование продлится до 21 октября, когда состоится официальная церемония представления выбранного талисмана первого в истории чемпионата мира по футболу в России.

Кстати, в общенародной акции приняла участие и сборная России. Среди вариантов наших футболистов были три богатыря, Космонавт, Матрёшка и Жар-птица. Кстати, многие из них повторяют реальных претендентов на выход в финал. Также остались за бортом последнего раунда Робот, Инопланетянин и другие, а Жар-птица участвует в эмблеме Кубка конфедераций.

Среди примеров футбольных талисманов прошлых чемпионатов мира есть и удачные, пошедшие в народ, и невзрачные. Есть и вовсе странные. Но во всех без исключения случаях устроители соревнований пытались подчеркнуть в своём персонаже национальную идентичность и, конечно, угадать желания детей.

Англия-1966: львёнок Вилли. Стал пионером талисманного движения. По популярности на Британских островах льва можно смело сравнить с нашим Мишей, героем Олимпиады-1980. О Вилли до сих пор слагают песни, он рисуется на многих предметах быта, а за его использование в суде боролись Футбольная ассоциация Англии и частные компании. Спортивные чиновники выиграли: права на его использование до сих пор защищены.

Мексика-1970: Хуанито. Хуанито носил футболку своей сборной и сомбреро и был плоть от плоти обычного среднестатистического мексиканского мальчугана. Во время мундиаля чуть ли не половина страны нарядилась такими Хуанито. А учитывая то, что Хуан — самое популярное имя в Мексике, успех символа был неизбежен.

ФРГ-1974: Тип и Топ. Два немецких парня были выбраны среди 10 000 претендентов и оказались чрезвычайно популярны: покупатели потратили на приобретение атрибутики с их изображением более трёх миллионов долларов (по меркам того времени очень внушительную сумму).

Аргентина-1978: пастушонок Гаучито. Аргентинцы решили не уходить далеко от тематики, предложенной мексиканцами, и сотворили подлинно народного героя, как бы представлявшего срез аргентинского населения. К тому же у Гаучито были действительно геройские гены. По преданию, он — сын персонажа аргентинского эпоса Гаучо, спасавшего обездоленных, как это когда-то делал Робин Гуд.

Испания-1982: апельсин Наранхито. Испанцы впервые решили отклониться от генеральной линии и выбрали в качестве символа фрукт, выращиванием которого славятся сразу несколько областей этой страны.

Мексика-1986: перец Пике. Продовольственную тему продолжили мексиканцы. Их Хуанито со времён прошлого чемпионата уже вырос, поэтому пришлось подыскать новый символ. Но богатая мексиканская культура и кухня обеспечили хозяев того мундиаля большим выбором. Среди многих вариантов был выбран перец Пике (от испанского picante — острый).

Италия-1990: человечек Чао. С этим символом в футбол проникло современное искусство. Сделанный из нескольких десятков кубиков Чао во время телевизионных заставок мог легко складываться в слово Italia и вообще демонстрировал чудеса пластики. А в качестве головы человечка итальянцы, недолго думая, закрепили футбольный мяч.

США-1994: пёс Страйкер. Американцы, к концу XX века съевшие собаку на разработке различных талисманов и маскотов для клубов, соревнований и прочих мероприятий, ожидаемо не ударили в грязь лицом. И своим талисманом сделали как раз собаку по имени Страйкер (от английского striker — центральный нападающий). Над эскизом работали сотрудники студии Уолта Диснея и не зря. Прибыль от продаж составила рекордные 11 миллионов долларов.

Франция-1998: петух Футикс. Пожалуй, одним из самых успешных талисманов чемпионатов мира стал именно этот петух. В имени птицы французы сделали отсылку к галльским прозвищам (по аналогии с набиравшими популярность тогда Астериксом и Обеликсом), а стадионы и фан-зоны во время матчей буквально превращались в птицефермы — так много петушиной символики распродавалось в магазинах. Подсчитано, что сувенирная продукция с изображением Футикса принесла организаторам 27 миллионов долларов, а французской сборной — ещё и чемпионский титул.

Южная Корея / Япония — 2002: существа Ато, Ник и Каз. Были и куда более странные варианты. Так, технологичные японцы и корейцы решили блеснуть и сделали талисманами неких существ, напоминавших скорее инопланетян, чем земных животных. По задумке они воплощали в себе разные виды энергии в атмосфере. Но высокий восточный смысл поняли не все. Взрослые поклонники футбола и дети предпочли держаться от странных тварей подальше, и чемпионат мира остался без серьёзной части прибыли. Напомним, следующие зимняя и летняя Олимпиады пройдут как раз в Южной Корее и Японии.

Германия-2006: лев Голео и мячик Пилле. Немцы решили снова попытать счастье со львом, но на этот раз ни в финансовом, ни в спортивном плане успех англичан 40-летней давности повторить не удалось. Лев в Германии никогда не считался национальным символом, а скорее засланцем английских недругов. В итоге фирма — производитель зверька — обанкротилась, её руководитель был арестован. Не помог немцам даже тот факт, что разработчиками эскиза были создатели телесериала "Улица Сезам".

ЮАР-2010: леопард Закуми. По легенде этот леопард родился 16 июня 1994 года, в день отмены системы апартеида в ЮАР. Во время чемпионата мира талисман пользовался популярностью среди зрителей, но цену, по которой сувениры продавались, многие посчитали высокой. А южноафриканские рабочие даже протестовали против производства игрушек в Китае.

Бразилия-2014: броненосец Фулеко. Выбор этого необычного млекопитающего был обусловлен заботой бразильцев об окружающей среде. Трёхпоясный броненосец встречается только в Бразилии и находится на грани исчезновения. Перед тем как обнародовать рисунок Фулеко, дизайнерские бюро представили эскизы на суд главной целевой аудитории: детей от 5 до 12 лет. И не прогадали. Фулеко (от португальских futebol и ecologia) со своим озорным выражением лица стал одним из самых популярных талисманов чемпионата мира за последние годы, особенно среди детей.

Кстати, чемпионат мира по футболу Россия проводит не впервые. 10 лет назад в Москве проходил мундиаль для девушек не старше 20 лет, и тогда талисманом была выбрана лиса Алиса. Как сообщал официальный сайт ФИФА, она отличалась скоростью, умом и хитростью, как и многие молодые русские футболистки.

Теперь среди претендентов Кот, Тигр и Волк. На кого из них больше похожи футболисты нашей сборной и кто заслуживает символизировать Россию в миллионах магазинов по всему миру — решать вам.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров