Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 февраля 2017, 06:00

Это фантастика! Имперские шагоходы и гигантские роботы в боевых условиях

Чем кино отличается от жизни и почему до сих пор никто не создал огромных человекоподобных боевых роботов?

Коллаж ©  L!FE Фото: © РИА Новости/Андрей Чаплыгин Кадры фильмов "Тихоокеанский рубеж", "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". © kinopoisk.ru

Коллаж ©  L!FE Фото: © РИА Новости/Андрей Чаплыгин Кадры фильмов "Тихоокеанский рубеж", "Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар". © kinopoisk.ru

Казалось бы, что проще, чем создавать новое оружие. Садишься, смотришь любимый фантастический фильм. После просмотра, вдохновившись, спускаешься в тайную военную лабораторию и начинаешь творить. Всё уже придумано, остаётся только воплотить в железе фантазии режиссёров и сценаристов. Тогда почему же рубежи нашей родины до сих пор не охраняют отряды гигантских человекоподобных роботов? 

В этой статье мы попробуем разобраться, почему изображённое на экране не всегда идеально для использования в реальной армии. Или почему то, что классно выглядит, не всегда так же замечательно работает. 

Начать стоит с живой классики — сага "Звёздные войны" уже давно стала культовой. Это революционные для своего времени спецэффекты, целая вселенная, созданная усилиями талантливых сценаристов. Во многом мир "Звёздных войн" очень глубоко продуман. В нём нет явных косяков, касающихся мира и окружения, всё довольно логично. А то, что на первый взгляд кажется ошибкой, на самом деле выстраданное решение. Не случайно свою первую пресс-конференцию Джордж Лукас начал словами: "Господа, я прекрасно знаю, что в космосе не слышно звука. А теперь — ваши вопросы".

Ну а что же насчёт боевых роботов? Может, современная наука уже вплотную подошла к шагающим боевым гигантам АТ-АТ Империи?

Все прекрасно помнят эти огромные и неповоротливые шагающие машины Империи, наводящие страх на повстанцев одним только своим видом. С высоты 22,5 метра, прямо с самой "головы" этого шагохода, всех поливают огнём два мощных лазера, а внутри сидит сорок (в некоторых источниках 75) штурмовиков и четыре тонны груза. Общее вооружение включает две тяжёлые лазерные пушки, два средних лазера и две ракетные установки. АТ-АТ прекрасен, не так ли? Однако столь же и бесполезен с точки зрения земных военных.

Начать стоит с его монументальной высоты. Сейчас, когда танкостроители борются за каждый десяток сантиметров, делая свои детища ниже и "ближе к земле", имперский шагоход высился бы среди них подобно исполину. Большинство стрелков, вооружённых противотанковыми управляемыми ракетами (в настоящее время этот тип вооружения доступен практически всем воюющим сторонам, даже мятежникам), просто выли бы от радости, издалека заметив на поле боя такой замечательный ракетоуловитель. При максимальной скорости в 60 километров в час этот робот оказался бы нашпигован ракетами задолго до начала противостояния.

Серьёзный вопрос вызывают и его ноги. По земным меркам, бронированная конструкция на 75 десантников с несколькими боевыми модулями весила бы значительно больше ста тонн. Кроме того, большая часть веса сосредоточена в верхней трети АТ-АТ, что делает его очень легко опрокидываемым. Даже попадание из обычной танковой пушки должно свалить этого красивого, но слабо приспособленного к нормальной жизни гиганта. Не понадобилось бы даже спутывать ноги. Кстати, мины во вселенной "Звёздных войн" есть, работают прекрасно, но только не тогда, когда необходимо сражаться с гигантскими роботами.

Кстати, в скорости шагохода, указанной во всех энциклопедиях по вселенной "Звёздных войн", тоже есть явная ошибка. Диаметр каждой "ступни" около четырёх метров. Робот за раз, примерно за секунду, делает один шаг одной ногой, перенося его на две длины ступни (8 метров). При этом он ступает ногами не как лошадь, а шагая одной ногой за один промежуток времени (можно посмотреть первоисточник, на ролике это прекрасно видно). Таким образом, он перемещается всего на 8 метров за 4 секунды. Это даёт нам 120 метров в минуту, или всего 7 километров в час. Возможно, нам просто не показали, как эти красавцы грациозно бегут рысью, высоко подбрасывая свои стройные ноги. 

Что же, может, имеется более близкая современным военным вселенная, где есть роботы получше и поудачнее? Вот, например, существующая уже много лет игровая вселенная Battle Tech, в основе которой настольные игры, больше двух десятков компьютерных игр и более сотни книг, постоянно шлифующих этот мир. Здесь не увидишь медленных и четырёхногих роботов-собак, в основе всего "мехи" (BattleMech) — большие шагающие боевые механические роботы. Они все двуногие, и большинство антропоморфны (человекоподобны).

Не спорим, сходство с человеком — это красиво, но с учётом того, что оружие, как правило, встроено в руки, уже не очень объяснимо. Эти создания составляют основной парк техники всех армий и просто необходимы на поле боя в Battle Tech. Они имеют высоту от 7 до 17 метров (целая пятиэтажка) и весят от 20 до 100 тонн.

У земных военных опять есть вопросы. 70 тонн — это только звучит грозно, современный танк Leopard 2A7 весит практически столько же. Только он длиной всего семь с лишним метров и менее трёх метров высотой. Что будет, если мы вырастим его до 14 метров (именно такая высота у одного из "мехов" вселенной Battle Tech — "Тора"). Правильно! Мы получим отличную, легко опрокидывающуюся цель на двух ногах.

Просто потому, что вес, распределённый по всей поверхности "меха", сделает его практически ванькой-встанькой. Одно попадание — и наш грозный робот упал. При этом "мехи" постоянно маневрируют и бегают, то и дело оказываясь всего одной ногой на земле. И не падают только благодаря воле их создателей и неведомому чуду.

Кроме всего прочего добавляется проблема дальности поражения. И в "Звёздных войнах", и в Battle Tech есть авиация, но она не играет главной роли в наземных сражениях. А ведь несколько десятков вертолётов с современными противокорабельными ракетами, такими как американская Hellfire или российский "Москит", оставаясь невидимыми, способны просто опрокинуть армию "мехов", которой потребуется возить с собой множество средств ПВО. И, как обычно, решает банальная экономика — робот в десятки раз дороже ракеты.

Кроме прочего, в настоящее время средства поражения развиты гораздо сильнее, чем средства защиты. Танка, способного носить столько брони, чтобы быть неуязвимым для противотанкового гранатомёта со всех проекций, нет. Он получается слишком тяжёлым. А гранатомёт или ПТУР стоят гораздо дешевле, требуют меньше обучения и проще при транспортировке.

Рассматривать боевики последних лет с гигантскими роботами, чтобы найти в них рациональное и возможное для перенесения в реальную жизнь зерно, даже неинтересно. Трансформеры изначально нереалистичны и легко плюют на все законы физики, делая из Chevrolet Camaro массой всего 1700 килограммов, во многом состоящего из алюминия и углепластика, полноценного боевого робота шестиметровой высоты. Если бы только создатели оружия могли отменять закон сохранения массы!

При этом трансформеры так и норовят сойтись в рукопашной схватке, начисто игнорируя достижения оружейной промышленности Земли и Кибертрона за последние тысячи лет. Нет, им проще по старинке на кулаках или же взять дрын побольше. Ответом на всё это служит повторяющееся уже который раз "потому что это красиво". Мы и не спорим, просто использовать это в реальной жизни не получится никак.

Роботы из "Тихоокеанского рубежа" совсем не годятся для использования в реальной жизни, слишком уж они огромные. Создатели фильма так и говорят, что их делали исключительно для борьбы с лезущими из океана огромными монстрами. Что мешало военным того мира вместо строительства этих грандиозных арт-объектов использовать тактическое ядерное оружие — непонятно. В конце фильма выясняется, что все поражающие факторы ядерной бомбы действуют на кайдзю замечательно. Ну, наверное, тогда просто не было бы фильма.

В реальности же создание робота "Чёрная Альфа" (в фильме это последний русский робот первого поколения) при современном уровне развития науки и техники просто невозможно. Его рост 42 метра, вес 2412 тонн. И вот такой ходячий 14-этажный дом создаётся практически только для того, чтобы на кулачках биться с монстрами. Судя по описаниям в фильме, у этого робота есть оружие, но пилоты не используют его ни разу. В общем, до тех пор, пока из толщи мировых вод не полезут огромные монстры, поставившие обязательным условием кулачный бой, делать подобные машины не стоит.

Отдельно можно отметить перевозку подобных роботов при помощи восьми вертолётов Boeing CH-47 Chinook, каждый из которых в реальной жизни может поднять 12 тонн груза. Даже если использовать простое сложение, понадобится 178 с половиной вертолётов на поднятие робота подобного веса.

Вообще, форм-фактор антропоморфного робота на двух конечностях или роботов, подобно животным, перемещающихся на четырёх конечностях, один из наиболее сложных для создания. Только в последние годы начата работа над автоматами, использующими конечности. И не сказать, чтобы она шла очень успешно. Boston Dynamics по заказу DARPA по-прежнему доделывает большую собаку Big Dog, предназначенную для перевозки грузов, а робот "Фёдор" от НПО "Андроидная техника" только месяц назад сдал экзамены на спасателя. Оба проекта сражаться не готовы и размерами пока не сильно отличаются от человека.

Перемещение робота на конечностях чрезвычайно сложно и трудоёмко, требует множества гироскопов для удержания равновесия и сложной системы управления для каждой из "ног". То, что выглядит таким естественным в природе, пока не поддаётся копированию в технике. Вот и получается, что боевые роботы, создающиеся сейчас в большом количестве, предпочитают ездить (часто на гусеничном ходу), летать и плавать, но не готовы ходить.

Опять же, проблема падения для шагающих роботов — это то, с чем все создатели работают в первую очередь. Она до сих пор сильно усложняет систему, не давая значительного выигрыша в проходимости.

В результате концепция огромных боевых роботов не работает в земных условиях сразу на слове "огромных". И, если не будет изобретён новый способ защиты, идея создания колоссальных машин так и будет оставаться всё время лишь уделом фантастов. Максимального размера техника в земных реалиях достигла только на море.

Но и линкор "Ямато" (японский линкор времён Второй мировой войны, самый большой военный корабль в истории человечества из когда-либо потопленных в ходе боевых действий) оказался просто бессилен против десятков самолётов. Современные же ракетные крейсера "Пётр Великий" и "Адмирал Нахимов" пока не вступали в сражение ни разу, а до проверки боем очень сложно сказать, окажутся ли они жизнеспособными или военные пойдут в сторону миниатюризации.

Собственно, это уже произошло. Самыми популярными кораблями в настоящее время являются эсминцы и фрегаты. Линкоры вымерли, как динозавры, а российские ракетные крейсера скорее мамонты, ожидающие своей участи. Попытка создания огромных танков-колоссов тоже провалилась. Танк Т-35 тоже ничем не проявил себя, несмотря на пять башен, три пушки и семь пулемётов.

Стоит оговориться, в кино или играх функциональность выходит на второй план, на первом остаётся зрелищность. В реальной же жизни инженеры, создающие оружие, всё ближе подходят к тому, чтобы вообще не встречаться с противником на поле боя. Наиболее современные системы поражения рассчитаны на возможность произвести выстрел ещё до того, как тебя обнаружат. Это касается и самолётов, и танков, и кораблей.

Курс на незаметность, невидимость — это тенденция последнего столетия, когда с каждым годом всё больше сил бросается на то, чтобы сделать технику максимально незаметной для противника. И только фантасты идут наперекор, давая нам возможность полюбоваться едва ли не рукопашной схваткой огромных, многотонных машин.

Впрочем, не нужно учить и тех и других делать своё дело. Рассказывают, что во время съёмок фильма "Армагеддон" Бен Аффлек спросил режиссёра Майкла Бэя, почему NASA посылает неопытную команду бурильщиков в космос, если было бы гораздо проще обучить астронавтов бурению. Майкл Бэй в ответ сказал: "Иди на ..., Бен".

Материалы по теме:

"Машины смерти. Когда боевые роботы начнут убивать за людей?"

"Хороший, плохой, искусственный: почему Скайнет не уничтожит людей"

"Верный друг и "Соратник"

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar