Хотел отомстить за травлю. Стрелка из Ивантеевки должны были вычислить заранее
По мнению психологов, все действия Михаила Пивнева в жизни и соцсетях не могли не вызвать опасений у родителей и учителей.
Ученик школы № 1 в Ивантеевке Михаил Пивнев, устроивший сегодня стрельбу, уже давно вёл себя агрессивно и странно. Учителя и одноклассники, анализируя сейчас его поведение, могут перечислить десятки поступков, которые были предвестниками беды.
Во-первых, подросток взял для своего аккаунта в соцсетях псевдоним массового убийцы. Он называл себя Клиболдом — это фамилия американского школьника, который в 1999 году устроил стрельбу в классе. Тогда погибло 13 человек. Кроме того, подросток разметил у себя на странице видео "Колумбайн 1999" — это отсылка к той трагедии.
Во-вторых, девятиклассник размещал в соцсетях свои фото с оружием.
В-третьих, он, по сути, предупредил о стрельбе. В соцсети он разместил запись: "delete my life 05.09.17" ("Удалите мою жизнь". — Прим. Лайфа). В переписке со знакомой он пообещал устроить пятого сентября "сюрприз". Сообщалось также, что он отправил своим друзьям в социальных сетях несколько посланий, в которых сообщил, что собирается разобраться со своими обидчиками и даже умереть.
Вместе с тем многие люди играют в компьютерные игры, где льются реки крови. Многие называют себя фанатами массовых убийц (как рассказывал Лайф, у Чикатило и других маньяков — 50 пабликов в Рунете, которые объединяют 300 тысяч поклонников). Многие, тем более подростки, позволяют себе агрессивные высказывания.
Специалисты по психологии и психиатрии рассказали, как понять, что человек из вашего окружения действительно способен в один прекрасный день прийти в класс или на работу и расстрелять всех, кто попадётся под руку.
Анализируйте слова
Психолог Денис Кожевников отметил, что грань между тихими фанатами Чикатило или Клиборда и теми, кто сам готов стрелять, — озвучивание своих дальнейших действий.
— То есть если человек просто выражает симпатию убийцам, это уже тревожный звонок. Но если он ещё и прямо говорит, что пойдёт и всех расстреляет, — надо срочно реагировать, — сказал он.
Он добавил, что подросток в силу возраста и психического развития не до конца понимает, что он действительно может убить людей.
— Для него это может быть чем-то вроде игры, особенно если он ранее не сталкивался со смертью, — сказал эксперт.
Замкнутость
Как рассказал психиатр Андрей Березанцев, настораживать должно, если человек крайне замкнут (особенно если он именно в последнее время резко сузил социальные контакты) и живёт практически только в виртуальной реальности.
— Парень очень закрытый, учится в 9 "Б". Есть подруги, которые раньше с ним общались. Он планировал совершить нападение, но никто не верил, — так описала Михаила Пивнева ученица из параллельного класса Аделина.
Известно, что в соцсети "ВКонтакте" у подростка было всего четыре друга.
Травля
Как рассказал психиатр, нередко подростки, которых травят одноклассники, мечтают отомстить. Они могут это делать в виртуальной реальности, играя в игры, где много жестокости, и представляя одноклассников на месте убитых.
— Подросток, "отомстив", испытывает эйфорию, — сказал Андрей Березанцев. — Но с каждым разом эйфория всё меньше и меньше. Тогда он может решиться перенести это всё в реальность. Поскольку в игре всё было просто, ему может казаться, что так же просто будет и в реальности.
Подростка из Ивантеевки действительно гнобили одноклассники, при этом руководство школы не предпринимало никаких действий, рассказали школьники и их родители.
— Единственный совет: ведите себя с окружающими прилично, не издевайтесь над ними, — сказал Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья. — Учителя должны обращать внимание, если некоторые их ученики жалуются на других.
Посмотрите на фото
Эту фотографию Михаил Пивнев разместил на свой странице год назад. Даже его выражение лица и поза (вместе со всеми остальными деталями из его биографии), по словам экспертов, могут насторожить. И ведь наверняка он так же (только без автомата) выглядел и в жизни.
— Видно, что он скован, напряжён, глаза отведены в сторону, — сказал Андрей Березанцев. — Это может свидетельствовать о сильном стрессе и интенсивных многоплановых эмоциях. Приподнятые и сдвинутые брови — признак боязни, беспокойства, страха.
Что можно было сделать?
— Обычный человек никогда не отличит психов от нормальных людей, — говорит Сергей Ениколопов. — Это под силу только высококвалифицированному специалисту. Здесь одновременно работает и психолингвистика, и знание психологических особенностей человека.
Но если есть много предвестников того, что подросток готов совершить преступление, нужно хотя бы попытаться что-то сделать, а не игнорировать его. По словам Андрея Березанцева, прежде всего должны были действовать родители. Они должны в таких случаях отводить ребёнка к психологу или психиатру. Учителя должны были выйти на контакт с родителями, убедить их что-то сделать. Наконец, школьный психолог должен был бить тревогу.
У одноклассников и учителей, которые общались с Михаилом Пивневым, было много поводов для беспокойства уже давно. Что они могли сделать? Практикующий детский и семейный психолог Нина Хомерики отметила, что сделать, по сути, можно было только одно — связаться со школьным психологом и родителями. При этом школьный психолог обычно не имеет возможности очень долго работать с одним учеником. Поэтому, если бы проблема оказалась сложной, он бы позвонил родителям. А если те не отреагировали бы адекватно, то пришлось бы обращаться в органы опеки.
Что могли сделать родители? Известно, что Михаил и так наблюдался у психиатра из-за депрессии.
— Сейчас легко говорить в сослагательном наклонении, что можно было сделать, — отметила психолог, эксперт по взаимоотношениям между ребёнком и родителями Наталья Искра. — Я знаю случай, когда ребёнок наблюдался у хорошего специалиста, получал адекватную терапию, но всё равно это ему не помогло — и он совершил суицид. Возможно, нужно было усилить терапию, рассмотреть возможность госпитализации, ведь она всегда есть. Может, нужно было обратиться к другому специалисту или к нескольким.
По её словам, общего рецепта для родителей, как общаться с таким подростком, нет.
— Есть версия, что подросток "отдаёт" всё то, что с ним самим, по его мнению, сделали в более раннем детстве, — сказала она. — Возможно, это совершенно разные вещи — то есть в него никто не стрелял, его никто не бил, но он воспринимал это так же сильно, как будто его били.
Читайте также: Культ безнаказанности. Фельдшер — о том, почему в школах стреляют всё чаще