Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 марта 2020, 13:52
52692

"Яндекс" заблокирует Telegram навсегда. В этом поможет новый мессенджер с каналами "Яндекс.Чаты"

"Яндекс" начал продвигать собственный мессенджер "Яндекс.Чаты" (ЯЧ). Новый сервис очень похож на Telegram. Кажется, что российская компания намеревается "отъесть" часть российского рынка у опального приложения, которое полюбилось многим своими каналами и ботами. Рассказываем, что из себя представляют ЯЧ, откуда они взялись и положат ли Telegram на лопатки.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © Яндекс.Чаты

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © Яндекс.Чаты

Какие ещё "Яндекс.Чаты"? Впервые слышу

"Яндекс.Чаты" — это сервис по обмену сообщениями, который на массовом рынке появился совсем недавно. Воспользоваться им может каждый, нажав на ярлык "Чаты", расположенный в правом нижнем углу главной страницы "Яндекса". Также иконка ЯЧ появилась в некоторых веб-версиях и других сервисов компании. Мы нашли её как минимум в "Яндекс.Маркете" и "Моих районах". Разумеется, воспользоваться ЯЧ можно и с помощью мобильных приложений: "Яндекс с Алисой" и "Яндекс.Чаты".

Скриншот © LIFE

Скриншот © LIFE

Как мы уже отметили выше, интерфейс ЯЧ очень похож на таковой в Telegram. Левая часть экрана отводится под каналы и чаты. Правая — под диалоговые окна. Каналы работают ровно по той же схеме, как и в Telegram. Пользователь подписывается на обновления и получает уведомления о новых постах.

Профиль в ЯЧ создаётся автоматически на основе данных "Яндекс.Паспорта" (единая учётная запись для всех сервисов компании). То есть регистрация не нужна.

И что делать в ЯЧ? Просто переписываться?

Пользователю ЯЧ уготована участь не только пассивного наблюдателя. Он может сам стать контентмейкером, создав канал или чат. Формат публикаций немного отличается от Telegram. В ЯЧ нельзя прикреплять описание к мультимедийным файлам — они публикуются отдельными сообщениями.

Скриншот © LIFE

Скриншот © LIFE

У каждого поста есть счётчик просмотров и реакций. Последних аж семь штук. Похоже на Facebook. Опция полезная. В Telegram её по умолчанию нет. Впрочем, проблема решается специальными ботами. Про самые полезные из них мы, к слову, писали здесь.

Что интересно, у каналов нет тегов (коротких имён, пишущихся через @). Как следствие, попасть в какой-либо канал можно только по пригласительной ссылке. Или же если он попадает в фид сервиса. ЯЧ автоматически рекомендуют каналы, которые, как считает алгоритм, могут заинтересовать пользователя.

Поиск в ЯЧ тоже работает не так, как в Telegram. Он ищет каналы исключительно в подписках пользователя. С помощью него нельзя найти новый канал по названию. Всегда нужна ссылка.

Откуда взялись ЯЧ?

Несмотря на то что многие СМИ пока игнорируют софт-запуск мессенджера, проследить его развитие несложно. ЯЧ выросли из другого проекта компании — "Яндекс.Коннект". "Яндекс.Коннект" — это рабочая среда, которая объединяет в одном приложении почтовый клиент, мессенджер, облачное хранилище, базу данных, адресную книгу. Она запустилась в 2017 году, и именно там впервые появился обсуждаемый мессенджер.

Позже ЯЧ интегрировались в проект "Яндекс.Диалоги". В апреле 2019 года чат-платформу в качестве инструмента обратной связи начали прикручивать к сайту из сферы услуг. Именно поэтому при первом запуске ЯЧ некоторые пользователи могут обнаружить в списке начатых чатов старые переписки с операторами тех или иных компаний.

Сложно сказать, когда именно "Яндекс" начал превращать своё детище в конкурента Telegram. В отдельную мобильную программу сервис оформился в первом квартале 2019 года. Но изначально она была исключительно корпоративным инструментом. Что, впрочем, не помешало некоторым пользователям завести каналы тогда же.

Что дальше?

Скриншот © LIFE

Скриншот © LIFE

На вопрос о позиционировании "Яндекс.Чатов" сегодня "Яндекс" на момент публикации не ответил. Однако кажется, что в будущем компания видит ЯЧ как дополнительный информационный ресурс. Удобный мобильный агрегатор новостей, который поселится в каждом сервисе "Яндекса". Это неизбежно, поскольку наличие оной опции необходимо для суперприложения. А именно в суперапп сервисы отечественного IT-гиганта и начали трансформироваться.

Прямо сейчас на главной странице "Яндекса" висит виджет канала "Коронавирус. Оперштаб Москвы". Первый пост там появился 2 марта. Каждое сообщение в этом канале собирает по меньшей мере 100–120 тыс. просмотров. При таких показателях в перспективе ЯЧ выглядят как конкурент Telegram с его каналами на все случаи жизни.

К этой перспективе уже начали готовиться некоторые контентмейкеры из Telegram. Целый ряд авторов из Telegram дублирует свои посты в каналы "Яндекс.Чатов". В их числе "Палач", "Интересные факты", "Книжный лис" и не только. Вместе с тем свои каналы в ЯЧ заводят и крупные СМИ: Life, TJ, Lenta и не только.

Впрочем, не все согласны с тезисом о том, что из ЯЧ непременно вырастет альтернатива Telegram. Фёдор Скуратов, основатель и директор Combot, считает, что у ЯЧ нет шансов на конкуренцию с проектом Павла Дурова. Причина в принципиально разной схеме распространения контента.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Telegram — про специализированные тематические каналы: технологии, политика, наука, про контент высокой (хотя иногда и спорной) экспертизы. Отсутствие нативных инструментов продвижения и рекомендаций позволяет каналам в Telegram расти или органически, или через партнёрские размещения, или прямой рекламой у смежных по тематике площадок, что в целом обеспечивает высокую степень попадания в ЦА. Также аудитория Telegram перегружена информацией, поэтому ненужные каналы быстро исчезают и из ленты, и из подписок пользователя, — объясняет эксперт.

"Яндекс" работает иначе. Он опирается на алгоритмические процессы, которые реагируют не столько на качественный контент, сколько на массовый. Это, по мнению основателя Combot, можно наблюдать на примере "Дзена".

В таких условиях нет никакого смысла подавать на их [яндексовских] платформах специфичный или экспертный контент. Массовая аудитория его не понимает и не хочет потреблять. А разбираться в экспертности автора алгоритм не умеет. В отличие, например, от того, к кому канал приходит в лице владельца с просьбой его пропиарить, — рассуждает Фёдор Скуратов.

Эксперт заключил, что сейчас "Яндекс" метит не столько в аудиторию Telegram, сколько в пользователей соцсети "ВКонтакте". Которая, к слову, тоже в последнее время пытается перезапустить умную ленту новостей и подписок.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar