Врачи на интернет-посту. Все плюсы и минусы телемедицины
В связи с риском заражения коронавирусом пациенты всё чаще предпочитают телефонные консультации посещению больниц. В результате ожидается значительный рост в сегменте телемедицинских услуг. Об этом говорится в исследовании компании BCG и холдинга "Ромир". Лайф выяснял, в чём преимущества и недостатки телемедицины и как в связи с ростом спроса изменятся цены в этой сфере.
Фото © Shutterstock
Плюсы телемедицины
Телемедицина шагает по планете, и пандемия коронавируса только ей на пользу. В январе 2018-го вступил в силу закон о телемедицине. Тогда эта сфера медуслуг мало у кого вызывала доверие. При этом медицинские эксперты давно консультируют друг друга в формате "врач — врач" с помощью видеосвязи. Формат "врач — пациент" был не так популярен. Теперь же, при всеобщей изоляции, удалённая консультация врача стала более чем необходимой и востребованной.
В Москве открыт Центр телемедицины для пациентов с коронавирусом. При этом по всей стране работают многочисленные дистанционные системы, которые проводят консультации. Ряд сервисов оказывает телемедицинские услуги бесплатно.
Фото © Shutterstock
— Сразу отмечу, что простое дистанционное консультирование пациента врачом, что особенно стало пользоваться спросом в период изоляции, — это только одна из возможностей телемедицинского направления, самая простая функция, — рассказал директор по развитию бизнеса Vinteo, эксперт по технологиям видеокоммуникаций Борис Попов. — Полноценное использование телемедицины включает более сложные аспекты: единовременное диагностирование пациента сразу несколькими врачами или медучреждениями, в том числе из разных стран, проведение масштабных консилиумов, межведомственное взаимодействие на разных уровнях, дистанционное проведение операций.
Специалист объясняет, что для предоставления телемедицинских услуг используется система видео-конференц-связи (ВКС) и параллельно с ней информационная медицинская система — так идёт общение врача и пациента по видео высокой чёткости и обмен медицинскими данными. Медицинский контент должен быть либо зашифрован, либо обезличен, поскольку передаётся личная информация пациента. По такому принципу участников конференции может быть как 5, 10, 100, так и 1000 абонентов.
По словам сопредседателя комитета "Пациентоориентированная телемедицина" при Всероссийском союзе пациентов Ирины Каргальской, сейчас телемедицина должна показать свою максимальную эффективность. Составляющие услуги — это консультации "врач — врач", когда специалисты консультируются по вопросу сложного пациента с удалённым центром, куда он не может быть отправлен из-за изоляции. Также это онлайн-консультации пациента для первичной постановки диагноза, который по законодательству не может быть поставлен дистанционно. Но могут быть решены вопросы, которые вызваны скорее тревожностью пациента, чем реальными симптомами. Далее — дистанционный мониторинг во время лечения. Это когда пациент проходит длительное лечение, в том числе в период самоизоляции, и нуждается в мониторинге. Речь идёт о хронических, онкологических и других пациентах.
— Телемедицина должна стать главной защитой для врачей в поликлинике и пациентов как защита от очного приёма заражённого пациента, — объяснила Ирина Каргальская. — Телемедицина на сегодняшний день — это контроль пациентов, которые находятся с симптомами CoViD-19 или в группе риска, для меньшей нагрузки на первичных терапевтов для снижения риска инфицирования врачей — нашего золотого фонда.
Фото © Shutterstock
Генеральный директор телемедицинского сервиса "Теледоктор 24" Андрей Хорошилов отметил, что обращений на сервис стало больше уже с февраля, когда в мире только началось распространение CoViD-19. С введением режима самоизоляции (март и апрель) число звонков на линию выросло в два раза и сегодня составляет уже две-три тысячи обращений ежедневно.
Больше половины людей обращаются на сервис с вопросами о мерах профилактики, возможных осложнениях, поведении за пределами квартиры и предосторожностях во время ухода за больными. Но спрашивают не только про CoViD-19. Сейчас многие боятся покидать квартиры без крайней необходимости, тем более обращаться в медучреждения. Любые проблемы со здоровьем, которые не требуют срочного визита к врачу, люди стараются решать из дома, позвонив специалисту по телефону или по видеосвязи.
— Как правило, прикрепление к телемедицинскому сервису происходит в форме годового обслуживания. Человек вносит депозит на год и потом обращается к специалистам по мере необходимости. Наши клиенты получают консультации врачей 24/7. Онлайн-консультация врача обходится человеку в несколько раз дешевле, чем очный визит к специалисту той же квалификации, — рассказал Андрей Хорошилов. — Так, в Москве за визит в сетевой медцентр человек заплатит в среднем около двух тысяч рублей, а годовое обслуживание в телемедицинском центре ему будет стоить десять тысяч. Разница в расценках очного и заочного визита к врачу по Москве примерно одинаковая.
Минусы телемедицины
Фото © BSIP / Universal Images Group via Getty Images
Старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова отметила, что помимо очевидных преимуществ телемедицины также на поверхности её недостатки. В ряде случаев доктору необходимо осмотреть пациента, а с этим могут быть затруднения. Кроме того, в отдельных случаях между доктором и пациентом должен возникнуть визуальный контакт, что онлайн тоже сделать довольно сложно. Кроме того, сложно предъявить специалисту какое-то недовольство результатом.
По мнению эксперта, по мере расширения спроса на услуги телемедицины будет расти конкуренция. При этом цены пока останутся без резких колебаний, иначе привлечь клиентов будет проблематично.
— Я не думаю, что сейчас будут расти цены. Сегодня все компании, которые предлагают свою помощь и реализованные платформы, участвуют практически бесплатно для пациента, — говорит Ирина Каргальская. — Сейчас есть одна большая задача — победить. Поэтому никто не ведёт речь о бизнес-планах, о ценах. Я думаю, цены на всё со временем будут повышаться, но говорить об этом рано и неуместно.