7 мая 2020, 09:47
103322

Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик "Яндекс.Еды" и хватает ли ему на жизнь

Во время пандемии, когда из дома не рекомендуется выходить и приходится соблюдать режим самоизоляции, сервисы доставки еды стали особенно популярны. Компании заявляют о том, что курьеры соблюдают все правила безопасности, поэтому клиенты могут не переживать — через доставщиков им не заразиться. Лайф решил проверить обеспечение безопасности в сервисах доставки еды на себе — автор издания устроился курьером и выяснил, что происходит на самом деле по дороге из кафе в ваш дом.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, ТАСС / Александр Демьянчук

Читать на сайте Life.ru

Онлайн-путь приёма на работу

Фото © Getty Images

Стать курьером может любой желающий. Сначала на сайтах сервисов нужно оставить заявку, в которой указывается ваше имя, телефон и гражданство. В течение суток менеджер сервиса с вами свяжется. Мы оставили свои контакты в двух самых популярных доставках: в Delivery Club и в "Яндекс.Еде".

Менеджер Delivery Club перезвонил через пару часов, уточнил, есть ли санитарная книжка у соискателя. Книжки нет — извините, мы не можем вас принять, оформляйте документ самостоятельно, а затем можете обратиться к нам снова. В "Яндекс.Еде" ответ был несколько иным: на собеседование можно прийти и без санкнижки, в дальнейшем работодатель поможет с её получением, но сначала нужно пройти онлайн-обучение и тестирование. Мы согласились на эти условия.

Ссылка на обучение пришла по СМС. В течение получаса в видеоуроке представитель компании рассказывала, как нужно принимать заказ, как работать со службой поддержки "Яндекс.Еды" и когда именно курьер получит деньги. По пройденному материалу нужно выполнить тест, если отвечаете на все вопросы правильно, в течение суток вам придёт следующее СМС-сообщение с датой вашего приёма на работу.

Офлайн-путь трудоустройства

На севере Москвы офис приёма на работу курьеров находится недалеко от ВДНХ. Невысокое кирпичное здание советских времён караулит сердитый охранник, которому курьеры уже откровенно поднадоели: "Стойте на улице и ждите, пока за вами придут", — рявкнул он. Представитель сервиса появился через пять минут ожидания. За это время количество соискателей увеличилось: нас стало трое.

Документы все приготовили? Как самозанятые зарегистрировались? — уточняет молодой человек в жёлтой толстовке с фирменным логотипом сервиса.

Зарегистрировались, но у меня нет медкнижки.

Ничего страшного, оформите позже. Сейчас я дам вам направление до ближайшей поликлиники, там получите справку о том, что вы можете работать, а медкнижку сделаете в другом месте, всё позже расскажу. Сегодня готовы выйти на работу? В день оформления нужно отработать минимум два часа.

Да, отработаю.

Нас повели в кабинет. В нём навалены курьерские сумки и толстовки, оформлением занимаются четыре менеджера. Масок и перчаток у них нет. Очередь — пять человек. Ждём около 40 минут, начинаем оформляться.

Менеджер записывает паспортные данные, реквизиты банковской карты, отправляет инструкцию для дальнейшей работы. Приложение для доставщиков можно установить только на андроид, всё общение по выплатам и возникающим вопросам — только через "Телеграм". Курьеру нужно подписать акт приёма-передачи термосумки и новой толстовки и договор о трудоустройстве.

А что насчёт справки? Человек, который встречал меня у входа, говорил, что нужно в больницу сходить сначала.

Хм… Вот вам в "Телеграме" пришло сообщение от нашего бота, в нём есть ссылка с адресами больниц, которые мы рекомендуем для оформления медкнижки. Если я не ошибаюсь, её делают в течение десяти дней, — ответила менеджер.

То есть сегодня я спокойно выхожу без каких-то справок и прочих документов о здоровье?

Ну да.

А если я вообще не оформлю эту книжку?

Ну, не сможете работать.

И как срочно её нужно сделать?

Как сможете, берите сумку и толстовку. Сегодня не забудьте отработать минимум два часа. До свидания.

Фото © LIFE

Термосумки у "Яндекс.Еды" теперь не жёлтые, а стандартные чёрные. Толстовки все одного размера, пахнут краской. Маску, перчатки и санитайзер мне не дали и не предложили.

Где тут деньги?

В Интернете сейчас много шуток о том, что тысячи людей из-за пандемии остались без работы, а вот курьеры именно теперь могут покупать себе иномарки, айфоны и брендовые вещи, ведь их занятость только выросла. Но на самом деле, чтобы разбогатеть, доставщику нужно работать минимум 12 часов, желательно без перерывов и выходных.

Доход пешего курьера складывается из следующих составляющих: путь до ресторана — около 30 рублей, если до заведения больше двух километров, можно воспользоваться общественным транспортом, "Яндекс" компенсирует 35 рублей за проезд, прибытие в ресторан — 55 рублей, путь до клиента — 25 рублей за километр, прибытие к клиенту — 55 рублей.

Если курьер задерживается на каком-то из этапов, его штрафуют. Размер санкций не фиксированный, зависит от срока задержки и причины. При оформлении на работу вас добавляют в курьерский чат самозанятых. Здесь можно узнать у других доставщиков о том, что в офисах "Яндекс.Еды" можно получить дождевик на случай дождя, при трудоустройстве об этом не говорят.

Чтобы начать работу, нужно в приложении доставщиков выбрать свободный слот и указать, какое количество часов вы готовы отработать сегодня. В выходные можно бронировать слоты на следующую неделю. Максимум, который можно отработать, — 12 часов. За это время нужно осуществить минимум шесть заказов, иначе снова штраф. За два часа, которые мы выбрали, требуется доставить хотя бы один заказ.

© LIFE

Наш слот был открыт в 16:30. В течение первых 30 минут никто из жителей северной части города Мытищи не обратился к нам за доставкой. Наконец пришло уведомление: заказ из "Макдоналдса" на три тысячи рублей: тут и бургеры, и крылья, и картошка. До заведения от нашей геолокации было около полутора километров, их требовалось преодолеть за 11 минут. Добегаем, отмечаемся в приложении "Курьер прибыл в ресторан". Сотрудники Макдоналдса не пускают в заведение никого, кроме курьеров. Доставщикам сразу измеряют температуру бесконтактным прибором — светят на запястье, а затем записывают градусы на пакет, который будет передан клиенту. Потом отправляют мыть руки и заставляют обрабатывать санитайзером термосумки.

Фото © LIFE

Девушка, а где ваши перчатки? — спросила администратор.

Нам не выдали, маска у меня своя.

Они обязаны были это сделать, мы не отдаём заказы курьерам без перчаток, я не знаю, чем вам помочь, — администратор искренне переживала за меня.

Из уборной вышел курьер Delivery Club.

Я могу с вами поделиться перчатками. Правда, они у меня одноразовые и такие, как из пакета целлофанового, но хоть что-то. Подождёте? Я до машины сбегаю, вызвался помочь молодой человек из сервиса-конкурента. Я кивнула и улыбнулась под маской.

Из машины придёте — снова руки помойте, — отметила администратор.

Когда заказ был готов, мы отметились в приложении и вышли из заведения. До клиента оставалось три километра 200 метров, которые нам нужно было пройти за 18 минут. При этом до нужного адреса не было удобного пути: требовалось пройти через стройку, гаражи, перемахнуть через магистральный нефтепровод и железнодорожные пути, на которых нет перехода, — перебегать нужно через рельсы, чтобы оказаться на следующей стройке. А заказ клиента весил немало. Как успеть к назначенному времени и не получить штраф — непонятно.

Пробежав два километра, мы поняли, что за восемь оставшихся минут мы никак не окажемся у клиента. Сели в машину, приехали, когда на таймере оставалась минута. Заказчиком оказался молодой китайский юноша по имени Ся. Доставку нужно было осуществить бесконтактно: ставим сумку на ступени, открываем и отходим на два метра. Мы пытались объяснить клиенту, что у него очень большой заказ и бумажные пакеты Макдоналдса могут порваться, но он нас не понял. Чаевых не оставил.

До конца смены оставалось 35 минут.

Проверка связи

Фото © ТАСС / Дмитрий Феоктистов

Неужели курьеры бегут вот так с каждым заказом? Мы решили проверить сервис. Вернулись к "Макдоналдсу" — стояли в 300 метрах от него. Оформили заказ с другого номера к дому в полутора километрах от заведения. В курьерском приложении нам заказ не поступил, а в приложении, где оформляли заказ, было указано, что доставка придёт к нам из города Пушкина — в 17 километрах от адреса клиента.

Спустя ещё десять минут, когда мы продолжали стоять возле "Макдоналдса", нам пришёл новый заказ: из другого заведения этой же сети — в 2,5 километра от нас, при этом до конца смены оставалось 15 минут, а на выполнение заказа сервис выделил час. Мы не стали отвечать на заявку, тогда нам начал звонить робот "Яндекса" и требовать принять заказ. Только когда смена закончилась, звонки прекратились. Вероятно, за это нас оштрафовали, поскольку за доставленные бургеры китайцу Ся "Яндекс.Еда" обещает нам выплатить 171 рубль.

Фото © LIFE

Я работал курьером с автомобилем. Притом что у меня очень экономный расход: шесть литров бензина на 100 км — я был в большом минусе по деньгам. Можно было пересесть на велосипед, но всё равно успеть здесь нереально, — рассказал Лайфу бывший курьер "Яндекс.Еды" Вячеслав.

Действительно, заработать денег, будучи курьером, крайне сложно. Кроме того, очень высокий риск заражения коронавирусом, ведь работодатель не приложил усилий к тому, чтобы обезопасить доставщиков. У курьеров Delivery Club и "Яндекс.Еды" между собой конкуренции нет — перчатками всегда поделятся, антисептик тоже, если надо, на руки нальют. И если в "Макдоналдсе" требуют соблюдать меры предосторожности, то в других заведениях, по словам Вячеслава, таких требований нет: курьеру отдают суши или пиццу, даже если он без перчаток и маски, а дальше ему остаётся только бежать, чтобы успеть к клиенту, не заработать штраф и, может быть, получить чаевые.

Фото © LIFE

И ещё: курьеру "Яндекс.Еды" при трудоустройстве пишут в обучающем ролике, что он может сам выбирать день и время выхода на работу. Через пять дней после того, как мы побыли в жёлтых толстовках и с термосумками сервиса, нам пришло уведомление в "Телеграме": курьеры, которые больше трёх дней не выходят на доставку и не берут слоты, не получают деньги за предыдущие доставленные заказы. Ни на оформлении, ни в обучающем видео об этом не было сказано.

Наш эксперимент показал, что самому клиенту лучше принимать доставку в перчатках, не надеясь на курьера, по возможности обрабатывать заказ санитайзером и при желании оставлять доставщикам чаевые. Ведь после вас они побежали снова, таймер уже начал обратный отсчёт.

Больше о ретейле, вашем здоровье, деньгах и людях — в телеграм-канале автора.