Прости нас, Юра. Илон Маск и китайцы оставят Россию без космоса
Китай и США готовятся к самому масштабному освоению ближнего космоса в истории человечества. Для этого есть и средства, и технологии. Дело постепенно начинает двигаться к тому, что у России через несколько лет не останется своего космоса, а право летать по орбите придётся запрашивать у более успешных соседей.
Успешный космос
Китай и США вкладывают огромные деньги в собственные космические программы. С помощью Трампа NASA получит до $50 млрд на освоение Луны и ближнего космоса. Китайцы не отстают: только современный спутник квантовой связи обошёлся стране в $100 млн, а под собственную космическую программу, рассчитанную до 2030–2035-го, по разным оценкам, зарезервировано $20–25 млрд. Федеральную космическую программу России в 2015 году оценивали более чем в 1,406 триллиона рублей — это примерно $19 млрд по курсу на май 2020 года, а с учётом стройки космодрома Восточный данная цифра, скорее всего, увеличится до $20 млрд с небольшим.
Фото © ТАСС / Валерий Шарифулин
Если даже бегло изучить планы "Роскосмоса" по освоению космического пространства с 2016 по 2025 год, то становится очевидно, что планы России по космической экспансии схожи с планами Китая и США. Однако есть одно но: на дворе уже 2020 год, противники в технологической гонке за будущим показывают первые решения, собранные за чудовищно огромные деньги, но уже из металла и полимеров.
• США. Илон Маск создал многоразовые ракеты Falcon9 и Falcon Heavy и тестирует StarShip — ракетную технику, с помощью которой почти наверняка будут достигаться не только задачи вывода спутников на орбиту, но и заброса грузов на Луну. NASA готовит сверхтяжёлую ракету SLS, которая должна стать основным транспортом астронавтов для полёта на Луну. Там, на поверхности единственного спутника Земли, планируют добывать полезные ископаемые, и технически это будет уже седьмой полёт США с высадкой на Луну. Предыдущие шесть совершили астронавты миссии "Аполлон".
• Китай. Первый пуск новейшей ракеты тяжёлого класса собственного производства "Чанчжэн-5B" с прототипом пилотируемого космического корабля нового поколения. На данный момент в КНР уже создан пилотируемый корабль на трёх членов экипажа, но новый космический корабль вместит до шести тайконавтов. Сама по себе "Чанчжэн-5B" — последний рубеж перед полноценным началом освоения космоса. В 2028 году будет проведён пуск сверхтяжёлой ракеты "Чанчжэн-9", с помощью которой китайцы смогут вывести на низкую опорную орбиту до 130 тонн полезной нагрузки. Это на 30 тонн больше, чем в своё время могла вывести сверхтяжёлая советская ракета "Энергия", на которой в космос летал корабль "Буран".
• Россия. Наземные испытания новейшей тяжёлой ракеты "Ангара-А5" подходят к концу, однако никакой информации о её использовании для освоения космоса нет. В апреле 2020 года глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин опубликовал фотографию ракеты в сборочном цехе, отметив, что к её транспортировке на космодром Плесецк всё готово. Рогозин отметил, что первую тяжёлую ракету передадут военным, а это значит, что для освоения космоса в научных целях новейшая техника пока использоваться не будет.
А это наша красавица "Ангара А5" с боковыми блоками. Сейчас идут проверки на Контрольно-испытательной станции Центра Хруничева. Критических замечаний не выявлено. Рассчитываем до конца текущего месяца начать передачу ракеты военным для дальнейшей её транспортировки в Плесецк. pic.twitter.com/AbYjQw01a8
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) April 16, 2020
Локальная монополия
Перерыв в пусках "Ангары" на данный момент составляет шесть лет — первый и последний (пока ещё) пуск лёгкой версии "Ангары" состоялся в 2014 году. В стадии ожидания (то есть НЕ ГОТОВЫ и НЕ РАЗВЁРНУТЫ) находятся и другие ключевые проекты. Например, "Морской старт", который для операторов пусков оказался слишком дорог при работе из России, многоразовая ракета на базе возвращаемого аппарата "Байкал", а также сверхтяжёлая ракета-носитель "Енисей", появления которой не стоит ожидать раньше чем через десять лет.
Также нет никаких сведений о системе спутниковой связи "Сфера", которую "Роскосмос" анонсировал в 2017 году. В данный момент российская госкорпорация занята обслуживанием прямого конкурента — британской компании OneWeb, спутники которой по выполняемым задачам близки к "Сфере" и системе связи Starlink от SpaceX. Кроме того, снова сдвинуты вправо сроки запуска модуля "Наука" для российского сегмента МКС. То есть все ключевые проекты существенно запаздывают, по ряду стратегических направлений, уже реализованных конкурентами в том или ином виде, Россия отстаёт на пять-десять лет, а общенациональные космические программы и коммерческий спрос на надёжный и недорогой космос неразрывно связаны. Если начинает "валиться" одно, сразу падает спрос и на другое.
Историк космонавтики, писатель и публицист Антон Первушин отметил, что главной стратегией "Роскосмоса" сегодня стало движение к безаварийности пусков и по возможности снижение стоимости пусковых услуг. Однако для того, чтобы этого добиться, как ни странно, придётся потратить много денег.
Оба эти желания вступают в противоречие друг с другом. Гарантированная безаварийность требует дополнительных капиталовложений. Без сомнения, стоимость запуска возрастёт. Потом её можно было бы снизить за счёт роста заказов, но время будет упущено — как по беспилотной, так и по пилотируемой космонавтике. Есть риск, что российская космонавтика станет сугубо национальным и государственным делом
Но вот в чём загвоздка. Спрос на российские космические грузовики "Протон" без заказа на пуски OneWeb упал бы практически до нуля, однако из-за коронавируса OneWeb — банкрот и новых заказов в ближайшее время ждать не стоит. Главным космическим источником появления твёрдой валюты в государственной казне долгое время оставались ракеты "Союз". На них NASA возило своих астронавтов до МКС, однако скоро и эту лавочку могут прикрыть.
Ждать часа икс осталось недолго: уже 27 мая 2020 года Илон Маск и компания SpaceX впервые запустят многоразовый пилотируемый корабль Crew Dragon. Если всё пройдёт как по маслу и корабль через несколько месяцев доставит астронавтов обратно на Землю в целости и сохранности, то закупать места на российских "Союзах" американцы перестанут. И тогда перед "Роскосмосом" встанет вопрос: что делать дальше и откуда брать деньги?
Здравый смысл
Фото © Joe Raedle / Getty Images
Ответ на него лучше искать, опираясь на успехи конкурентов в этой области. С чисто технической стороны, на острие космического прогресса остаются американцы. Ракета SLS для лунной миссии "Артемида" почти готова, а рынок пусковых услуг буквально "изнасилован" компанией Илона Маска SpaceX, подмявшей под себя как гражданские запуски, так и военные программы. И вроде бы разделение труда выглядит крайне логично — частник возит за деньги, NASA возит туда, куда скажет государство.
Но есть и китайцы, которым в целом, может, и не нужен финансовый космический пирог на Земле, но эта страна совершенно точно настроена застолбить за собой место не только на Земле, но и на Луне. Большинство российских проектов, по крайней мере крупных, на сегодняшний момент связаны либо с Землёй, либо с МКС, и ни о каком участии в крупных внепланетных программах речи не идёт. Инженер-конструктор космической техники и бывший сотрудник НПО "Молния", создавшего корабль "Буран", Леонид Гаркин поясняет, что у России в данный момент нет средств и технологий на активное освоение космоса.
Пик технологической готовности страны к космическим программам был пройден в конце 80-х годов с готовностью программы "Энергия" – "Буран". Это была самая совершенная, самая технологичная и, чего уж греха таить, самая дорогая космическая программа сразу после лунной. После этого только спад. В принципе, адаптировать под коммерческое использование те космические технологии, которые удалось накопить к 1988 году, можно было и тогда, и сейчас можно, но почему этим не занимаются, я ответить не могу
По словам Гаркина, технологически в решениях того же Илона Маска ничего сверхнового нет, и бизнесмен просто удачно адаптировался к обстоятельствам, аккумулировав всё нужное в одной компании.
Это нам было известно ещё 50 лет назад, что можно ракету посадить обратно на космодром. Но тогда сочли технологию избыточной — можно же было ракеты строить по два десятка в год. Зачем экономить? А когда сменилась эпоха и нужно было завоёвывать заказчика, дорабатывать технологии под коммерческое, а не военное и научное использование не стали. Вот теперь приходится возвращаться к старым проектам — опять сверхтяжёлая ракета, которая оказалась в конце 80-х никому не нужна, и опять многоразовость, о которой всё и так было известно. Господин Маск, кстати, у нашего НПО им. Лавочкина этой технологией интересовался
Текущий потенциал "Роскосмоса" — подготовка к отправке на Луну автоматического ровера. То есть повторение успехов 50-летней давности. Нужна ли эта миссия? Однозначного ответа на этот вопрос специалисты не дают.
Эксперты и вовлечённые в ракетно-космическую отрасль люди отмечают, что в "Роскосмосе" хорошо понимают тяжесть положения отечественной космонавтики. Спасти ракетно-космическую отрасль страны может либо резкое увеличение финансирования и быстрое развёртывание перспективных программ, которые в будущем могут окупиться в том или ином виде (например, добыча полезных ископаемых на другой планете или хотя бы на Луне), либо отсутствие успехов у одного из конкурентов. Но ни Китай, ни тем более США сходить с дистанции в битве за космос пока не планируют. И в какой-то момент Россия может оказаться на обочине космического прогресса, довольствуясь лишь ограниченными земными программами и полётами в пределах низкой опорной орбиты.