Диверсия оборотней или случайность: Кто убил первого советского коменданта Берлина
Первый советский комендант Берлина генерал-полковник Николай Берзарин успел пробыть в должности всего 54 дня и погиб в загадочной аварии.
Фото © Deutsch-Russisches Museum
В середине июня 1945 года в дорожно-транспортном происшествии в Берлине погиб первый советский комендант немецкой столицы генерал-полковник Николай Берзарин, чья армия всего полтора месяца назад штурмовала город. В этой аварии до сих пор остаётся много неясного. Известно несколько версий его гибели: от нелепой случайности до происков немецкого "Вервольфа".
Первый комендант
Генерал Николай Берзарин прошёл всю войну, начиная с Прибалтийской оборонительной операции, начавшейся 22 июня 1941-го, и заканчивая штурмом Берлина, в котором 5-я ударная армия, находившаяся под его командованием, принимала самое активное участие (к слову, немецкая капитуляция 8 мая была принята именно в штабе 5-й ударной). После взятия немецкой столицы генерал-полковник Берзарин был выделен Жуковым из числа других военачальников, чьи армии штурмовали город. Именно Берзарин был назначен первым военным комендантом Берлина.
Николай Эрастович Берзарин у советской военной комендатуры во время Второй мировой войны. Фото © ТАСС / Евгений Халдей
На этом посту перед генералом стояли нетривиальные задачи. Необходимо было в сжатые сроки наладить жизнь в разрушенном городе. Берлин лежал в руинах, на улицах был настоящий хаос, были разорваны все коммуникации, разрушена инфраструктура, не работали общественные службы, отсутствовали запасы еды.
Буквально за несколько недель ситуация преобразилась. Заработали коммунальные службы, улицы были очищены от мусора, снарядов и мин, началась раздача продуктов питания местным жителям. Голода и эпидемии удалось не допустить, также началось формирование местных органов самоуправления. Восстанавливалась и культурная жизнь. Советником Берзарина по культуре стал Пауль Вегенер — легенда немецкого немого кино и король экспрессионизма.
Загадочная гибель
Берзарин пробыл комендантом Берлина всего 54 дня. Ранним утром 16 июня 1945 года он попал в аварию вместе со своим ординарцем. Оба погибли. Согласно официальной версии, представленной непосредственно Георгием Жуковым в донесении Иосифу Сталину, мотоцикл Zündapp, на котором Берзарин ехал в штаб, в 8:15 попал в аварию на перекрёстке улиц Вильгельмштрассе и Шлоссштрассе. В этот момент по перекрёстку проезжала колонна грузовых "фордов". Мотоцикл генерала практически на полном ходу влетел в борт одного из автомобилей. Берзарин и его ординарец, сидевший в коляске, погибли мгновенно.
Тот факт, что за рулём находился не ординарец, а сам генерал, не является необычным. По отзывам хорошо знавших его сослуживцев, Берзарин питал особую страсть к мотоциклам и имел собственный Harley, на котором любил прокатиться, если позволяли обстоятельства.
Георгий Жуков. Фото © ТАСС
Жуков докладывал о гибели генерала по горячим следам, когда расследование обстоятельств ДТП ещё не было проведено. В донесении он предположил, что Берзарин не справился с управлением.
Убийство
Ещё в советские времена возникла версия, согласно которой смерть коменданта Берлина не была случайной. В конце 70-х годов были опубликованы мемуары генерал-лейтенанта Фёдора Бокова "Весна победы". Боков входил в Военный совет 5-й ударной армии, которой командовал Берзарин, и был прекрасно знаком с генералом. Он так вспоминал тот день:
"Утром дежурный по штабу позвонил мне домой и срывающимся голосом доложил:
— Товарищ член Военного совета, на Франкфуртер-аллее убит генерал Берзарин.
— Как убит? Да что вы говорите? Когда?
Это известие мне показалось невероятным и нелепым <…>
Когда они подъехали к перекрёстку, то по главной улице двигалась колонна автомашин полка РГК (Резерв главного командования. — Прим. Лайфа). Берзарин затормозил, но тормоза отказали. По-видимому, он решил проскочить между ними и увеличил скорость. Однако это не удалось, Николай Эрастович головой ударился о заднюю часть кузова машины. <…> В любом случае при неисправных тормозах генерал Н.Э. Берзарин не мог избежать аварии: мотоцикл врезался бы или в машину, или в стену дома". Боков не делал выводов о том, кто конкретно виноват в неисправности, было ли это случайностью или злым умыслом. Тем не менее он упомянул слово "убийство", а версия о подстроенной аварии стала пользоваться определённой популярностью.
Атака оборотней
Некоторые исследователи стали связывать гибель генерала Берзарина с деятельностью "Вервольфа". В последние месяцы войны по поручению Гитлера в Германии началось формирование отрядов "Вервольфа". Их создавали из подростков и стариков для ведения партизанской войны в тылу наступавших войск союзников. Планировалось, что после обучения диверсионным навыкам они будут проводить операции в тылу противника, нападая на коммуникации, расправляясь как с офицерами союзных армий, так и с немцами-коллаборационистами, а также уничтожая инфраструктуру.
Германия, Третий рейх. В штабе Гитлера "Вервольф" под Винницей. Фото © Getty Images
И западные союзники, и Советская армия всерьёз ожидали масштабной партизанской войны в Германии, однако ничего подобного не случилось. Немцы были деморализованы, сопротивление оказывали лишь единицы из числа наиболее непримиримых. "Вервольф" и вовсе был распущен одновременно с капитуляцией Германии. Большинство исследователей считают "Вервольф" пропагандистским мифом нацистов, масштабы которого многократно преувеличены. Достоверно подтверждено лишь несколько нападений "Вервольфа", да и те произошли ещё в период войны, в марте – апреле 1945 года, и были направлены против своих же — нескольких немецких бургомистров, пошедших на сотрудничество с союзниками.
Нет никаких доказательств причастности "Вервольфа" к гибели Берзарина. Впрочем, стоит отметить, что мотоцикл, на котором ехал генерал, был найден в гараже берлинского гестапо. Трофейщики, зная о любви генерала к мотоциклам, передали транспорт ему всего за несколько дней до аварии. Гестаповцы, прекрасно понимая, что всё потеряно, напоследок могли испортить тормоза у всей техники из своего гаража. Такие случаи бывали.
Происки спецслужб
Однако остаётся непонятным, почему эту неисправность не заметили раньше. Ведь прежде чем подарить мотоцикл генералу, его должны были опробовать в деле. Вдруг машина сломана или сознательно испорчена, подаришь такую генералу — будет большой конфуз, а то и ещё что похуже. Так появилась версия о происках спецслужб. Откровенно конспирологическая и достойная скорее художественной беллетристики.
Согласно этой версии, Берзарина устранили по поручению главы НКВД. Якобы Берия распорядился избавиться от генерала, который слишком много знал. Разведка 5-й ударной армии в ночь на 2 мая 1945 года якобы пленила неподалёку от фюрербункера самого Мартина Бормана — главу канцелярии НСДАП и одного из самых влиятельных нацистов. Борман в обмен на информацию о "золоте партии" и данные немецких спецслужб выторговал жизнь и последние годы провёл в СССР под вымышленным именем, консультируя советские спецслужбы. Эта версия пользовалась немалой популярностью в эпоху холодной войны, тем более что тело Бормана так и не нашли и долгое время он считался живым.
Николай Берзарин (второй слева). Фото © Sovfoto / Universal Images Group via Getty Images
Берзарина, знавшего об этой тайне, устранили, подстроив аварию с мотоциклом, на котором были испорчены тормоза. Правда, даже эта версия не объясняет, почему в таком случае пощадили других знавших эту тайну. Ведь Берзарин в любом случае докладывал о важном военнопленном фронтовому начальству.
Эта версия была однозначно опровергнута после обнаружения захоронения Бормана. Тело высокопоставленного нациста было найдено в Берлине ещё в начале 70-х годов, но только в 90-е годы генетическая экспертиза окончательно подтвердила, что похороненный в безымянной могиле человек являлся Мартином Борманом.
Несчастный случай
Согласно наиболее распространённой версии, никакого злого умысла в аварии не было. Немецкий историк Петер Ян, написавший биографическую книгу о Берзарине и ознакомившийся со всеми доступными документами советских следователей, пришёл к выводу, что авария была обычным несчастным случаем. Упоминания о неисправных тормозах в советских документах он не обнаружил.
Согласно его версии, события развивались следующим образом. Утром 16 июня Берзарин спешил в штаб. Подъезжая к одному из перекрёстков, он увидел, что по нему движется грузовая колонна. Генерал мог бы разыскать регулировщика и попросить его остановить движение, чтобы проехать. Но вместо этого он решил, не останавливаясь, проскочить между двумя грузовиками (машины двигались, соблюдая определённую дистанцию). Он прибавил скорость, чтобы успеть проехать между машинами. Но генерал позабыл о том, что он управляет не резвым и ловким "харлеем", к которому привык, а тяжёлым и неповоротливым "цюндаппом" (по некоторым данным, он сел за руль этого мотоцикла впервые в жизни). В итоге он не вписался в просвет между грузовиками и на скорости примерно 60–70 километров в час влетел в борт одной из машин.
В пользу несчастного случая говорит и тот факт, что даже придирчивые советские следователи не нашли в гибели генерала никакого криминала. Учитывая крайнюю подозрительность Сталина, вряд ли он мог бы замять дело об убийстве одной из ключевых фигур советской группы войск. Вероятнее всего, ничьего злого умысла в гибели генерала Берзарина действительно не было.