Тутберидзе кусает локти. Ученица Плющенко выучила все самые сложные прыжки
Александра Трусова стала первой фигуристкой в истории, которой покорились все четверные прыжки. При этом только последний ей удался после ухода от Тутберидзе к Плющенко.
Фото © ТАСС / Олег Бухарев
Пока мир фигурного катания продолжает обсуждать травму Евгении Медведевой, возобновление карьеры Алины Загитовой, Кубок России, отмену турниров и, конечно, войну Плющенко и Тутберидзе, Александру Трусову, как всегда, интересует лишь одно — прыжки. В первом взрослом сезоне рекордсменка Книги рекордов Гиннесса получила прозвище Quad Queen — королева четверных прыжков. И продолжает его оправдывать.
До Трусовой женщины прыгали только один четверной
Прыжки в четыре оборота были чем-то запредельным ещё каких-то двадцать лет назад, во времена ледовых (а не инстаграмных) сражений Ягудина и Плющенко. Даже лучшие из лучших среди мужчин прыгали только тулуп и сальхов. И только в последние десять лет фигуристы сумели собрать полный набор, исполнив четверные лутц, флип и риттбергер. Конечно, есть ещё и четверной аксель, но он пока существует только в голове Юдзуру Ханю, который отчаянно мечтает однажды исполнить его на соревнованиях.
Что до женщин, то тут всё в разы сложнее: в 2002 году Мики Андо в финале юниорского Гран-при удался четверной сальхов, и с тех пор о нём забыли. Целые поколения великих чемпионок обходились без них: Ирина Слуцкая, Юна Ким, Каролина Костнер, Юлия Липницкая, Аделина Сотникова, Евгения Медведева и Алина Загитова. Так было, пока на арену не вышла Александра Трусова — девушка, рождённая, чтобы прыгать четверные. Всего за пару лет она трижды шокировала мир, поочерёдно освоив четверные тулуп, лутц и флип, за что и удостоилась включения в Книгу рекордов. Ведь сейчас помимо самой Саши такие элементы исполняет считаное количество фигуристок, а до неё вообще не делал никто.
Помимо мифического четверного акселя, который мы оставляем за скобками, Трусовой до полного комплекта не хватало только четверного риттбергера. И вот в октябре 2020 года он наконец-то случился. Трусова собрала флеш-рояль — казино можно закрывать.
У Саши всё невозможное возможно!
У Саши всё невозможное возможно!
Евгений Плющенко
Мощный арсенал — дар или проклятье?
Четверной риттбергер Трусовой — это просто полёт в космос. Если вспомнить ещё и про тройной аксель, который Александра недавно представила на официальном турнире, можно смело заявлять, что такого невероятного набора ультра-прыжков нет ни у одной фигуристки в мире. Тулуп прыгает Камила Валиева, сальхов исполняла Элизабет Турсынбаева, лутц и флип — в арсенале Анны Щербаковой. Но вот риттбергер, а уж тем более всё это в комплексе пока никто в мире не делал. Справедливости ради, нужно отметить, что тренировочная попытка исполнения четверного риттбергера была у корейской спортсменки Ю Ён, но доживёт ли этот прыжок до соревнований — большой вопрос.
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Другой вопрос, что все эти невероятные прыжки пока не принесли Трусовой больших побед. В прошлом сезоне главные турниры она проиграла своим подругам по группе Тутберидзе Анне Щербаковой и Алёне Косторной, хотя обладала более мощной технической базой. Сейчас она только расширила свой боевой арсенал, но старая проблема осталась: Саше пока так и не удаётся в одной программе исполнить чисто все четверные.
Однако, если следить за карьерой Трусовой, складывается впечатление, что она, как бы странно это ни звучало, и не заточена на победы. Александра одержима именно прыжками и не скрывала этого даже перед первым официальным турниром этого сезона.
У меня была задача — аксель. Очень хотела показать его на соревнованиях. Работали, конечно, над скольжением, элементами, прыжками. Стараюсь прыгать все, какие умею
У меня была задача — аксель. Очень хотела показать его на соревнованиях. Работали, конечно, над скольжением, элементами, прыжками. Стараюсь прыгать все, какие умею
Александра Трусова
Перед Плющенко стоит сверхзадача
Главной причиной ухода от Тутберидзе Трусова называла то, что в "Хрустальном" её откровенно сдерживали. Не давали прыгать все четверные, просили включать в программу не пять, а три, но исполнять их чисто. В "Ангелах Плющенко" же фигуристка наконец-то получила полную свободу и наслаждается ею. Четверной риттбергер — очередное тому подтверждение. Совершенно очевидно, что техническую базу для исполнения этого элемента фигуристка получила ещё у Тутберидзе. Однако тот факт, что прыжок удался ей именно у Плющенко, тоже показателен. Заслуга нового тренера в том, что он искусственно не сдерживает прогресс спортсменки и даёт ей делать то, что она хочет сама.
Фото © ТАСС / Олег Бухарев
Однако такая парадигма может обернуться для Евгения Викторовича неочевидной проблемой. Почему Тутберидзе не давала Трусовой прыгать риттбергер? Потому что в нём не было особого смысла. Он отличается от других прыжков не слишком удобным заходом, почему и не пользуется большой популярностью у спортсменов. При этом базовая стоимость этого четверного прыжка ниже, чем у флипа и лутца (10,5 балла против 11 и 11,5 соответственно). То есть прыгать риттбергер банально невыгодно. А система "Хрустального" заточена на эффективность. Коронный прыжок главной примы Тутберидзе Анны Щербаковой — лутц, самый дорогой из всех, тому подтверждение.
Поэтому такая расстановка сил для Трусовой может обернуться старой историей, где в погоне за историческими достижениями она снова будет пролетать мимо побед, чему Плющенко радоваться, конечно, не будет. Сейчас его роль понятна: он глоток свежего воздуха для гениальной спортсменки, которая устала от оков, но что будет дальше? Если Плющенко сумеет найти для Трусовой тот самый баланс между эффектностью и эффективностью, то о нём всерьёз можно будет говорить как о гениальном тренере, ведь это не удалось даже Тутберидзе. Флеш-рояль из четверных прыжков Трусовой — это невероятно мощная комбинация, но её безапелляционную силу ещё придётся доказать на льду.