Как славяне приручали диких галлов. Почему книга сербского монаха так не понравилась европейцам
Монах-доминиканец Винко Прибоевич первым сформулировал идею панславизма и стал основоположником балканского происхождения славянских народов. К ним он причислял даже Аристотеля, Александра Македонского и римских императоров. Причудлива древняя история славянских племён. Она скрывается во тьме веков, прорастая толстыми корнями во все уголки европейского континента, и удивительным образом переплетается с историей других народов. Не все оказались этому рады.
Фото © Vk.com / Живописец Всеволод Иванов
На западе Европы многие хотели бы укоротить и географически сузить историю славянских племён, в особенности русского народа. Любимой байкой "немцев" в исторической науке всё ещё остаётся славянское "варварство" и "дикость", а также то, что русские якобы произошли от "сброда" — кучки непонятных, разноязычных племён, не имеющих собственной истории и земли.
"Слово о происхождении славных славян", Венеция, второе издание на итальянском языке, 1595 г. Фото © Wikipedia
Но уже в позднем Средневековье в славянских народах появлялись учёные мужи, которые указывали европейцам на ложь, рассказывали о древности славянского рода и вдохновляли на подвиги. Одним из таких учёных был монах-доминиканец Винко Прибоевич, живший в Хорватии на рубеже XV и XVI веков.
Ещё раньше сербского монаха Мавро Орбинича (Мауро Орбини) он восславил историю славян и стал родоначальником гипотезы о том, что они испокон веков обитали на берегах Средиземного моря и в числе других народов стояли у истоков античности.
Кто он, Прибоевич?
О самом монахе известно немногое. Родился примерно в 1480 году на острове Хвар, изучал историю и богословие. В 1515 году во флорентийском монастыре Святого Доминика получил степень магистра теологии. Прославился своими ораторскими способностями. Его труд "О происхождении и успехах славян" — это, по сути, не книга, а пламенная речь, которая должна была объединить славян и вдохновить Балканский полуостров на борьбу с турецкими захватчиками. Он произнёс её в 1525 году перед элитой Далмации (балканского побережья Адриатического моря) в церкви Святого Марка в городе Ховре. Речь была встречена овациями.
Позже она была опубликована отдельной брошюрой и вплоть до 1595 года была в почёте не только на Балканах, но и в Италии. Надо сказать, что в это время латиняне активно распространяли своё влияние и веру на Балканах и даже, опасаясь турок, поддерживали национальные движения славян.
В этом было своё коварство. Чуть ранее генуэзцы и венецианцы точно так же "поддерживали" Византию и бросили её на произвол судьбы перед турецким нашествием. На Балканах положение было немного иным — здесь купцы Генуи и Венеции имели собственные владения и активно готовились к неминуемой войне с османами, которая разразилась в 1537 году. Поэтому немудрено, что речь Прибоевича сначала была встречена с воодушевлением и в Италии.
Происхождение славян
По сути, Прибоевич стал первым панславистом. Щедро цитируя 39 античных авторов, среди которых были Плиний, Страбон, Люциус Флор, Павел Орозий и Флавио Биондо, он доказывал, что славяне испокон веков обитали на берегах Средиземного моря. Само название "славяне" Прибоевич производил от слова "слава", обращая внимание на то, что слово это звучит на всех славянских языках одинаково.
Фото © Vk.com / Живописец Всеволод Иванов
Он считал, что самые первые племена славян тысячи лет назад возникли в Иллирии — гористой части Балкан, которая с юга граничила с Фессалией и с Македонией, а на севере — с Истрией. Со временем славяне разделились на 12 ветвей. Иллирийский язык Прибоевич считал протославянским. Даже русские (московиты), по его мнению, говорили на Dalmatarum sermone — далматинском наречии. По Прибоевичу, ещё до нашей эры славянские племена расселились во Фракию и Македонию и частично смешивались с греками. Более того, по мнению Прибоевича, славяне также составляли доримское население Италии.
Любопытно, что некоторые современные российские историки тоже склоняются к тому, что доримское население Италии — этруски — были славянами. Это после них остались водопроводные акведуки, и от них римляне переняли бани. А их надписи, которые в Европе до сих пор считаются нерасшифрованными, легко читаются, если использовать буквы древних славянских алфавитов.
Прибоевич считал, что от славянского населения Балкан произошли такие народы, как сербы, хорваты и болгары, а отдельные племена во главе с вождями Чехом, Лехом и Русом ушли на север и северо-восток и расселились по землям Чехословакии, Польши и России.
К славянам Прибоевич относил также дакийцев, паннонцев, мезийцев, гетов, вандалов и сарматов. Именно славяне, по Прибоевичу, в древние времена завоёвывали Персию, Северную Африку, Испанию, они же несколько раз грабили Рим.
К славянам Прибоевич относил философа Аристотеля — выходца из Македонии, его ученика — полководца Александра Македонского и римского императора Диоклетиана, родным городом которого был иллирийский город Салона. К славянам Прибоевич причислял и всех римских императоров от династии Юлиев-Клавдиев (I в. до н.э.) до Аврелиана и Александра (III–IV вв. н.э.). Славянином, по его мнению, был и святой Иероним — уроженец города Стридона.
Аристотель кисти Рафаэля. Фото © Wikipedia
Описывая героизм славян, Прибоевич расхваливал прошлое, указывая, что никто и никогда не видел их слабыми в битве. Он указывал на богатую историю славян, которые от предков унаследовали любовь к свободе, ненависть к угнетателям и готовность умереть за независимость родины.
"Как я могу выразить их славу? — восклицал он. — Храбрые славянские воины унизили высокородных персов, пошатнули ассирийцев и мидян, свергли прославленных египтян... одолели могучих германцев, победили ловких испанцев, приручили диких галлов, выхолостили гордых римлян и истребили хитрых карфагинян. И сколько бы я ни восхвалял доблесть славянских воинов, этого будет мало".
Забытый на века
Прибоевич считал, что доблесть славян в бою по достоинству оценили и турки. Именно поэтому они создавали отряды янычар, воспитанных из отобранных у славян детей. Прибоевич с горечью говорил о том, что янычары бросают к ногам султана все новые государства и охраняют его — личная гвардия султана состояла из янычар.
Фото © Wikipedia
Что случилось с Прибоевичем дальше? Данных о нём очень мало. Известно, что войну с турками он пережил. В ноябре 1545 года написал завещание. В 1546 году жил в Ломбардии. В 1555 году ему было разрешено поселиться в доминиканском монастыре итальянского городка Анконы. Скорее всего, там он и умер.
Его труд был издан на латыни и выдержал несколько переизданий, но вскоре политическая ситуация в Италии изменилась, и о нём предпочли забыть, поставив его книгу на самые дальние полки итальянских библиотек. К несчастью, книга так и не попала в Россию и никогда не была переведена на русский язык.
В XIX веке речь Прибоевича "О происхождении и успехах славян" была окончательно раскритикована западными историками, которые сочли oratorum всего лишь пропагандой и всячески уличали историка в мелких неточностях.