ГЛОНАСС прибавил в весе и цене. Почему новые спутники дороже старых, но не лучше?

17 ноября 2020, 21:40

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС становится действительно российской, и это дорогого стоит. "Роскосмос" недавно поделился информацией о новейшем аппарате ГЛОНАСС-К2, и оказалось, что он вчетверо дороже своего предшественника — ГЛОНАСС-М. Вчетверо — это сколько?

Как писал "Интерфакс" в мае 2018 года, после неудавшегося запуска и взрыва ракеты "Протон-М" "Роскосмос" взыскал с центра имени Хруничева 3,2 миллиарда рублей, и 2,6 миллиарда — стоимость трёх спутников ГЛОНАСС-М, которые ракета должна была доставить на орбиту. Значит, один такой спутник стоил около 860 миллионов рублей. Исходя из этой цифры, стоимость одного спутника следующего поколения должна составлять примерно 3,5 миллиарда рублей. Почему так дорого? И почему новый спутник вдвое тяжелее предыдущего?

Ответ кроется во всем известных событиях шестилетней давности. Тогда, в 2014 году, запустили второй по счёту ГЛОНАСС-К — аппарат третьего поколения: более долговечный (десять лет "гарантии" против семи у предыдущей модели — ГЛОНАСС-М), при этом в полтора раза легче и с вдвое большей заявленной точностью определения местоположения. И собирались запускать третий. С тех пор этот старт откладывался, откладывался и откладывался. Наконец отправили этот аппарат в космос лишь совсем недавно — 25 октября 2020 года. А немногим ранее, в июне 2019-го, было объявлено, что Россия не будет больше серийно производить ГЛОНАСС-К. И причину тоже назвали: "из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности её оперативного замещения".

ГЛОНАСС-К2. Фото © Wikipedia

ГЛОНАСС-К2. Фото © Wikipedia

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев уверен, что ГЛОНАСС-К2 понадобился просто потому, что производить К1 стало невозможно.

К1 был на 80% из иностранных комплектующих, а в 2014–2015 годах этот канал перекрыли. Соответственно, нужно делать свои, для чего нет никакой базы. Нужно это всё испытывать, монтировать. И появился К2. Но, естественно, он несколько хуже

Иван Моисеев

Руководитель Института космической политики

Хуже он прежде всего в точности определения координат, посетовал эксперт. Меж тем точность — как раз то, чего ГЛОНАСС в последние годы очень не хватает. Система не оправдала оказанного ей в рамках федеральной программы на 2012–2020 годы высокого доверия. Ей поставили задачу за эти годы повысить точность для гражданских пользователей с 9,6 метра до 8,5, но сейчас по факту она составляет 9,5. Для сравнения: по данным на официальном сайте GPS, смартфоны с GPS определяют местоположение с точностью 4,9 метра под открытым небом. А особенно удручает сопоставление лучшей точности за 2020 год: 0,93 у ГЛОНАСС, 0,38 у GPS.

Когда был разговор, президент говорил о двукратном отставании по точности. Ему, естественно, пообещали отставание наверстать. Как это сделать, я себе не представляю, потому что с нашими комплектующими дай бог удержать то, что есть. К2 это не есть движение вперёд. Если он хотя бы сохранит уровень, достигнутый К1, это будет уже большой победой

Иван Моисеев

Руководитель Института космической политики

<p>Когда был разговор, президент говорил о двукратном отставании по точности. Ему, естественно, пообещали отставание наверстать. Как это сделать, я себе не представляю, потому что с нашими комплектующими дай бог удержать то, что есть. К2 это не есть движение вперёд. Если он хотя бы сохранит уровень, достигнутый К1, это будет уже большой победой</p>
<p>Когда был разговор, президент говорил о двукратном отставании по точности. Ему, естественно, пообещали отставание наверстать. Как это сделать, я себе не представляю, потому что с нашими комплектующими дай бог удержать то, что есть. К2 это не есть движение вперёд. Если он хотя бы сохранит уровень, достигнутый К1, это будет уже большой победой</p>

И это тем более грустно, что идея GPS — так же, как и NASA — возникла после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году. В СССР же правительство решило создавать в стране собственную спутниковую навигацию лишь после того, как стало известно, что в США она уже есть. Первый советский навигационный спутник запустили в 1967 году. Назывался он "Космос-192", и создавало его красноярское конструкторское бюро под руководством Михаила Фёдоровича Решетнёва. Теперь это АО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва", и именно там строят ГЛОНАСС.

Ранее на спутниках такого класса вообще запрещали ставить иностранные комплектующие, были только российские. Потом разрешили. И поскольку это оказалось намного дешевле и намного эффективнее, начали активно заменять всю отечественную комплектацию на иностранную. А потом появились санкции, и всё это приходится переделывать обратно с большими потерями

Иван Моисеев

Руководитель Института космической политики

На сегодняшний день у России в космосе три ГЛОНАСС-К и ещё 25 ГЛОНАСС-М. Для глобального покрытия спутниковым сигналом нужно 24, как раз они и работают, остальные либо в режиме лётных испытаний, либо в резерве, либо на техобслуживании. Они вращаются вокруг Земли на высоте 19 километров и следят за местоположением автомобилей, кораблей, самолётов, беспилотников. С недавних пор даже импортные авто требуется оснастить российской системой ЭРА-ГЛОНАСС, иначе их не пропустят через таможню. Кроме того, с помощью ГЛОНАСС в стране управляют войсками и высокоточным оружием. Интересно, что Минобороны не раз подавало в суд на "Информационные спутниковые системы". В сентябре 2020 года суд взыскал с компании десять миллионов рублей в пользу военного ведомства. Как объяснили в Институте космической политики, в основном претензии связаны с несоблюдением сроков и условий техзадания.

По сути, государство судится с государством, потому что и банки, которые предъявляют иски и проценты, и предприятие, и Минобороны — всё это государственная собственность. В результате судебных решений идёт перекладывание денег из одного кармана в другой. Это всё государственные деньги, они никуда не деваются, зато будут большие потери, потому что стоимость услуг адвокатов, задействованных судей достигает 20% от суммы иска. То есть из-за того, что вы переложили пять рублей из одного кармана в другой, вы рубль потеряли

Иван Моисеев

Руководитель Института космической политики

Но на спутниковой навигации в стране, очевидно, решили не экономить. Известный популяризатор космонавтики Виталий Егоров выразил уверенность, что заграница своими санкциями не оставит Россию без ГЛОНАСС.

У страны много денег, а ГЛОНАСС — это военная задача. Военные задачи в интересах государства проходят по особой статье финансирования, поэтому здесь — как в том анекдоте про папу и подорожавшую водку: нет, дети, вы будете меньше есть, но точность нашего ГЛОНАСС будет по-прежнему высока

Виталий Егоров

Основатель проекта "Открытый космос", популяризатор космонавтики

Эксперт считает, что нет санкций без добра: по его мнению, обострение отношений с Западом даёт шанс развить отечественную микроэлектронную промышленность.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1