Ещё не водитель, уже не пешеход. Минтранс и МВД ужесточат требования к электросамокатам

18 ноября 2020, 21:40

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

Постепенно приучают к правилам

Предложение замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко определить скоростной порог для средств индивидуальной мобильности (СИМ) в очередной раз породило обсуждения на тему соблюдения правил владельцами самокатов. Суть его проста: предлагается зафиксировать скоростные режимы для всех электросамокатов и электрического транспорта на одном или двух колёсах вообще. Также Минтранс предлагает ввести новые дорожные знаки, которые будут регулировать движение подобных транспортных средств.

Такие нововведения, по словам адвоката Андрея Карпинского, приведут к тому, что владельцы СИМ по умолчанию перестанут считаться пешеходами и ответственность для них в ряде случаев будет наступать как для водителя.

Владельцы СИМ могут спорить с этим утверждением сколько угодно, но они очень хорошо устроились. Когда им выгодно — они пешеходы. Когда они на дороге — они считают себя частью дорожного движения. Особенность в том, что по букве закона и на пешеходных зонах, и на дороге они гости и находиться везде, где они привыкли, они могут только с соблюдением всех правил. Ограничение скорости в 20 километров в час — это логичный и взвешенный шаг, который проведёт черту между ними (владельцами СИМ) и пешеходами в тех зонах, где чаще всего происходят столкновения и травмы

Андрей Карпинский

Адвокат

Ездить не запретят, но отвечать заставят

К слову, уже сейчас за отказ легализоваться и ездить по правилам можно понести заслуженное наказание. Например, за пьяное ДТП на мощном самокате (с выездом на дорогу и столкновением) можно лишиться права управления транспортом на год или полтора. Пьяная езда без прав тоже наказывается по закону. К примеру, теперь владельцы электросамокатов рискуют "попасть" на полноценную "взрослую" эвакуацию — с оформлением, протоколом, оплатой штрафов и услуг эвакуатора.

Однако такие наказания, по мнению журналиста и автомобильного эксперта Юлия Леонтьева, проблему взаимодействия владельцев СИМ с окружающей реальностью не решат.

Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы?

Юлий Леонтьев

Журналист, автомобильный эксперт

<p>Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы? </p>
<p>Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы? </p>

Нужно стать такими, как все?

Замдиректора Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко пояснил, что проектом изменений в правила дорожного движения предполагается введение ряда дорожных знаков, например "Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено". По сути, на дорогах общего пользования (а возможно, и в пешеходных зонах) появятся участки, доступ на которые верхом на самокате или гироскутере будет запрещён. Впрочем, юристы отмечают, что с точки зрения закона доступ электросамокатам на дороги общего пользования запрещён в принципе — они не могут появляться на проезжей части никогда и ни при каких условиях.

Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют

Сергей Денисенко

Автомобильный юрист, эксперт по автотранспортным спорам

<p>Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют</p>
<p>Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют</p>

Однако допускать электросамокаты на дороги общего пользования, по словам юриста Андрея Лухина, ещё опаснее.

Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД

Андрей Лухин

Юрист

<p>Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД </p>
<p>Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД </p>

При этом, по словам Лухина, введение определённых ограничений при пользовании электросамокатом должно иметь место.

Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода

Андрей Лухин

Юрист

<p>Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода</p>
<p>Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода</p>

20 километров в час — это много или мало?

Если бы владельцы мощных электросамокатов были обязаны получать права, то движение со скоростью потока 60–65 километров в час считалось бы нормой. Гонки по трассам и городским магистралям на скорости в 80–90 километров в час в этот раз мы намеренно оставим за скобками. Сосредоточиться нужно лишь на 20 километрах в час — рекомендованном максимальном пороге скорости. С учётом того что двигаться электросамокатам можно только по тротуарам, возникает вопрос: что будет с водителем электросамоката и пешеходом в случае столкновения? Ответ на этот вопрос мы попросили дать кандидата медицинских наук, челюстно-лицевого хирурга Арсена Ованесова. По его словам, даже на вдвое меньшей скорости у владельца самоката есть риск серьёзно травмироваться и травмировать других.

В зависимости от того, как происходит столкновение, страдать могут почти все кости черепа. Травмы у владельцев электросамокатов — довольно распространённые повреждения в последние пару лет. Летом у нас на операции и реабилитации находился пациент, который повредил носовую и слёзную кости, а также верхнюю и нижнюю челюсти. При этом пациент утверждал, что двигался по тротуару и перед ним из обычной арки между домами резко выехал автомобиль

Арсен Ованесов

Кандидат медицинских наук, челюстно-лицевой хирург

Согласованный законопроект Минтранс и МВД могут опубликовать весной — как раз в начале сезона, когда владельцы электросамокатов начинают готовить свой транспорт к использованию в летний сезон.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1