Машину разрубило пополам? Не беда. Как судиться со строителями из-за рухнувших материалов
Зима началась с уникальной истории. Во Владивостоке на крышу одного из внедорожников упала бетонная плита. Водитель уцелел лишь чудом, но машину теперь отправят в утиль. Что делать и кто будет возмещать ущерб в таких ситуациях?
Главное — не бояться
Пока житель Владивостока Александр Жук отмечает второй день рождения, эксперты оценивают, на какую сумму можно наказать ответственных за полёт бетонной плиты аккурат в крышу Nissan X-Trail. В истории Александра сразу несколько потенциальных виновных, и, разумеется, отвечать рублём пока не торопится никто. Мы детально разобрались в этой истории и выяснили, что фигурантами разбирательства могут стать сразу несколько компаний.
Автоюрист Андрей Лагуненко отмечает, что уникальное по своей природе спасение Александра Жука от упавшей бетонной плиты может "влететь в копеечку" управляющей компании, обслуживающей дом. Главное — срочно нужно проверить, заключён ли с ней договор. Если все бумаги в порядке, то можно сразу составлять досудебную претензию, предварительно отправив машину на независимую экспертизу.
По сути дела, никаких отличий в падении на крышу машины снега или льда и бетонной плиты нет. Разве что размер ущерба отличается. Первый шаг — вызвать на место сотрудников ГИБДД. Без справки о том, что машина повреждена или разрушена, ни в страховой, ни в суде успеха не добиться. Если во дворе есть видеонаблюдение, это ещё один плюс в копилку будущего иска
Главное, что нужно понять, — с самого начала желательно установить место, с которого сорвало бетонную плиту или любой другой элемент конструкции. От того, с какого места и по какой причине отвалилась часть здания, напрямую зависит, кому адресовать претензии.
Предъявляем претензии
Эксперт по финансовым спорам с управляющими компаниями — юрист Пётр Канавин пояснил, что, вероятнее всего, героя видео из Владивостока ждёт долгий "правовой футбол".
Насколько я могу судить из сообщений в открытых источниках, поиск виновных уже начался. Проходит он вполне типично, поскольку добровольно соглашаться на компенсацию за уничтоженный автомобиль пока никто не торопится. Определение ответчика для суда может занять какое-то время. Однако, по сути, любой конструктивный элемент дома, если только это не самодельный балкон, находится в зоне ответственности ТСЖ или управляющей компании
По словам Канавина, дальше управляющая компания будет разбираться с этим вопросом самостоятельно, но в любом случае часть вины всегда останется за юрлицом, в зону ответственности которого входит управление многоквартирным домом. Однако в истории Александра из Владивостока обнаружились странности. Внезапно в качестве одного из виновников назвали неких интернет-провайдеров, которые провели провода через злосчастную бетонную плиту. Представитель Прокуратуры Приморского края уже сообщил, что сам дом не был ветхим или аварийным и бетонную плиту могли потянуть провода. Но и тут управляющей компании, по словам юриста Петра Канавина, не получится уйти от ответа.
Это типичный поиск виноватого, что вполне нормально. Платить за чужие ошибки не любит и не хочет никто. Но давайте просто по цепочке разберём — интернет-провайдеры в домах действуют с ведома и одобрения управляющей компании. Если провода потянули бетонную плиту из-за веса, значит, их либо неправильно проложили, либо проложили правильно, но сама плита при этом из-за времени или качества строительных материалов сдвинулась с места. Определять такие дефекты у здания — задача управляющей компании, и дело лишь в том, нарушил ли провайдер технологию и могло ли это стать причиной сдвига и последующего падения бетонной плиты
В ряде источников сообщается, что на автомобиль жителя Владивостока мог рухнуть козырёк вентиляционной шахты, который конструктивно составляет часть крыши и весит от 300 до 500 килограммов. Как и шахты лифта, система отопления и другие элементы крыши, эта бетонная конструкция должна осматриваться специалистами управляющей компании, однако интернет-провайдеры действительно нередко "цепляются" к таким конструкциям для закрепления промежуточных точек опоры для сетевых магистралей.
Страховка по каско и тонкости
Если бетонная плита сорвалась с крыши или части конструкции новостройки, то ответственность, по словам адвоката Егора Косицына, целиком и полностью ложится на застройщика, однако процедура оформления для пострадавшего не меняется.
Меняется только потенциальный ответчик. Всё остальное так же, как обычно, сначала ГИБДД, потом при необходимости — свидетели или запись с камер, потом — экспертиза, потом — оформление претензий. Важная особенность состоит в том, что с застройщиками судиться гораздо дольше. Чем крупнее фирма, тем лучше юристы. Дело могут затягивать, перенаправлять, то есть все механизмы могут задействовать — от поиска конкретного виновного до перекладывания вины на подрядную организацию. Но решение суда в любом случае будет в пользу пострадавшего
Заботы автомобилиста за уничтоженный внедорожник могла бы снять страховка по каско. Однако у Александра Жука такой страховки нет, поэтому впереди его ждёт разбирательство с управляющей компанией и поиск справедливости в суде. Что касается машины, то, по словам мужчины, восстановить её нельзя.