Плата за воздух. Студенты требуют снизить стоимость очного образования

Недовольство качеством дистанционного образования подтолкнуло студентов МГУ составить коллективный иск к вузу. Учащиеся лучшего университета страны потребовали снизить плату за очное обучение на период, пока действует удалённый формат. В других российский вузах тоже считают, что прежняя стоимость некорректна в дистанционном режиме учёбы, и ждут справедливого решения руководства.

25 ноября 2020, 12:00
<p>Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock</p>

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Студенты МГУ опубликовали в Интернете петицию на имя ректора вуза. Учащиеся требуют перерасчёта оплаты за обучение в период дистанционного преподавания. По их словам, с переходом на удалённый формат качество образования снизилось. В том числе это связано с тем, что учащийся не может пользоваться инфраструктурой вуза. Онлайн-учёба не может в полной мере заменить очное образование, считают авторы петиции. Образовательные услуги студентам-контрактникам не оказываются в полном объёме, сообщается в документе.

Алиса Шимборецкая — студентка факультета журналистики МГУ — рассказала, что за очное образование платит 175 тысяч рублей за семестр. На кафедре фотожурналистики крайне важны практические занятия, а техническая организация лекций на удалёнке не стоит денег, считает девушка.

К слову, у половины преподавателей нет платных аккаунтов в Zoom и семинары вылетают каждые 40 минут (я уже не говорю о постоянных сбоях и плохом звуке). Пусть нынешнее "недо" и "около" образование стоит своих денег, — заявила Алиса Шимборецкая.

Студент МГУ Вадим Шиндяпин считает, что требование о снижении платы от студентов тех направлений, которые действительно пострадали от перехода на дистанционный режим, справедливо.

Если для условного студента юридического или экономического факультета переход на онлайн-обучение не связан с такими потерями, то для геологов, химиков, врачей и фармацевтов, например, это уже образование с урезанным опытом. Студент теряет возможность прохождения практикумов. Полноценной замены для некоторых видов занятий просто не существует. А смотреть записи чужих практикумов — это просто смех, — говорит Вадим Шиндяпин. — Поэтому там, где переход не обошёлся без "потерь", стоит сделать перерасчёт.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Лайф отправил запрос в пресс-службу МГУ с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Представители учебного заведения отметили, что начиная с марта 2020 года, с принятием органами государственной власти первых нормативных правовых актов о противодействии распространению CoViD-19, в Московском университете были приняты меры, чтобы сохранить непрерывный образовательный процесс с обеспечением его максимального соответствия утверждённым стандартам и программам. Они также напомнили об успешном опыте работы на базе разработанной МГУ задолго до начала пандемии платформы онлайн-образования "Университет без границ".

Говоря о возможных мерах социальной поддержки обучающихся в вузе, в том числе о возможности снижения стоимости обучения в период пандемии для студентов, обучающихся на договорной форме обучения, нужно учитывать тот факт, что дистанционная форма обучения является разновидностью очной формы образовательного процесса, — сообщили в пресс-службе университета.

Новая жизнь МГУ

Ректор вуза Виктор Садовничий подписал приказ об организации поддержки как учащихся, так и сотрудников МГУ. Всего на эти цели было выделено около 30 млн рублей.

По словам Садовничего, университет выплатит по 10 тыс. рублей бакалаврам и магистрантам. Материальную поддержку получат и нуждающиеся студенты, которые учатся на платной основе. Кроме того, вуз оплатит расходы студентам, которые из-за пандемии планируют вернуться домой.

Аспиранты и ординаторы факультета фундаментальной медицины, работающие в красной зоне, получат по 20 тыс. рублей. Помощь окажут также преподавателям и научным сотрудникам.

Другие вузы

Учащиеся других вузов страны по-прежнему ждут ответа на свои призывы о помощи. В открытом письме студентов СПбГИК к ректору учебного заведения отмечается, что дистанционное обучение не даёт возможности получить необходимый объём знаний. Они считают, что институт не полностью выполняет пункты договора об обучении.

Студентка СПбГИК Мария рассказала, что учится на втором курсе факультета социально-культурных технологий. Обучение обходится девушке в 180 тысяч рублей. По её словам, во время пандемии эту сумму сложно оплачивать, т.к. один из её родителей пенсионер и ему трудно найти работу.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Мне кажется очень несправедливым оплачивать всю стоимость обучения, даже исходя из того, что мы не пользуемся помещением, т.е. плату за амортизацию учебного помещения как минимум можно исключить. Более того, наш вуз не может оплатить ни одну из онлайн-платформ, чтобы студенты занимались, слушали лекции именно от преподавателей, а не читали в книге то, чему должен научить педагог. Нам приходится группироваться и заниматься в скайпе или "Зуме", — рассказывает Мария. — Но в "Зуме" каждый раз приходится новому студенту создавать конференцию, чтобы можно было бесплатно посидеть не 30–40 минут, а неограниченное время. Нас 80 человек на потоке, боюсь, всех не хватит к концу дистанционного обучения для таких "бесплатных лекций". Институт даже не может на сайте платформу для обучения организовать, очень неудобный там интерфейс для взаимодействия с преподавателями.

Обучение студентки СПбГИК Александры стоит 180 тысяч в год, т.е. 90 тысяч за семестр. В прошлом учебном году карантин выпал на второй семестр. По мнению девушки, вуз, похоже, не был к такому готов. Во время второго семестра по плану обучения на факультете Александры должны были проводиться лекции и семинары, но вся деятельность студентов заключалась в том, чтобы самим найти информацию, подготовить доклад или презентацию и прислать их на почту преподавателю.

Созвонов с преподавателями у нас не было. Только с одним, но она всегда отличается своим желанием нас обучать. Данная ситуация вызвала большое негодование: за что же мы заплатили 90 тысяч, когда у заочников точно такой же "метод" обучения, если не лучше, хотя они платят 35 тысяч, — говорит Александра. — Пересчитывать стоимость обучения никто не стал. А сейчас снова начался карантин.

По мнению студентки, дистанционное образование немного улучшилось, но всё же не стоит тех денег, которые учащиеся заплатили за лекции и семинары, т.е. за ту информацию, что должны были дать студентам преподаватели очно.

До жути напрягает тот факт, что обучение, за которое мы заплатили, совершенно не соответствует тому, что мы в действительности получаем, — считает Александра. — Моё мнение — цена должна соответствовать качеству. А не объяснениям в духе: "У преподавателей и так много нагрузки!"

Студентка СПбГИК Полина отметила, что в период пандемии и кризиса ей сложно вносить оплату за учёбу. Зарплата меньше, а стоимость учёбы та же — 90 000 рублей в семестр.

Денег платим много, обучение проходит не в том формате, за который платим, оно проходит отвратительно. Онлайн-занятия случаются очень редко, а заданиями нас заваливают, — рассказывает Полина. — Большинство преподавателей не готовы к данному формату и просто кидают много заданий, с которыми мы должны разбираться сами и обучаться сами.

Финансовый ответ

Лайф связался с Воронежским государственным университетом по поводу пересчёта платы за обучение студентам коммерческого направления.

Начальник планово-финансового отдела ВГУ Артём Кривошеев отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в договоре об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны основные характеристики, в частности: вид, уровень, направленность, форма и срок обучения, полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Согласно Федеральному закону образовательные организации вправе реализовывать программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с изданными приказами в университетах организована контактная работа обучающихся всех форм обучения и педагогических работников в электронной информационно-образовательной среде с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом их применение не влечёт за собой изменения вышеуказанных основных характеристик получаемого образования, — рассказал Артём Кривошеев. — Таким образом, оснований для снижения стоимости платных образовательных услуг по заключённым договорам нет.

Юрист Роман Лалаян считает, что если условий изменения стоимости обучения нет в договоре о платной форме обучения, то у недовольных нет шансов в суде. Но в этой ситуации вопрос касается потребительского спроса, и студенты в учебном процессе — потребители.

Они могут направить соответствующее заявление на имя ректора университета о том, что в связи с такой ситуацией просят предоставить скидку либо уменьшить сумму ежемесячного/годового платежа, и получить, скорее всего, отказ, — говорит юрист. — Они могут обратиться за защитой прав потребителей в суд, но, опять же, учитывая общую экономическую и эпидемиологическую ситуацию, указы мэра, постановления правительства, суд вряд ли примет сторону студентов и вряд ли они получат какие-то денежные средства либо скидки.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1