Наши дети им не нужны. Сотни русских школьников не могут получить образование за рубежом
Родители русских школьников, которые живут в Испании, Франции, Швеции, Японии, США и ряде других стран, переживают за образование своих детей. В новом учебном году многим из них не разрешили обучаться в школах при посольствах России в других странах. Теперь школьники могут остаться без знаний о Великой Отечественной войне, великой русской литературе и математике. А студентов не берут в испанские вузы с российскими аттестатами.
Испанский стыд
В 2017 году в Испании был зарегистрирован Российский образовательный центр (РОЦ). Реклама о новой школе для русских детей мелькала в соцсетях. Несколько десятков родителей решили отправить своих школьников после девятого класса в новое образовательное учреждение, где можно будет сдать ЕГЭ, подучить испанский язык и поступить в европейский вуз.
Фото © LIFE
Свидетельство о государственной аккредитации до 2029 года новый образовательный центр получил — с подписью руководителя Рособрнадзора, сегодняшнего министра просвещения РФ Сергея Кравцова.
— Это всё презентовалось как пилотный проект экспорта российского образования в Европу, — отмечает папа выпускника российской школы в Испании. — В презентации РОЦ также принял участие почётный консул РФ в Валенсийском регионе Рамон Конгост Вайес.
В месяц, по словам активистов родкомитета Евгения Кузнецова, Игоря Якушина и Яны Равинской, родители платили 485 евро (около 40 тысяч рублей. — Прим. Лайфа). Дети учились очно или удалённо, в зависимости от города проживания. ЕГЭ сдавали по всем правилам: в школе установили камеры видеонаблюдения, была строгая проверяющая комиссия. После сдачи экзаменов более 30 учащихся поступили в испанские университеты. Но в октябре 2019 года родители и студенты получили отказ в признании российских аттестатов легитимными.
— Пришли письма от Министерства образования Королевства Испания, где говорилось о том, что Российский образовательный центр не был включён в перечень иностранных образовательных организаций Испании, соответственно, не имел права выдавать образовательные документы государственного образца РФ на территории Испании вне консульства или Посольства Российской Федерации — в соответствии с этим в омологации аттестатов наших детей нам категорически отказали, — рассказали в родительском комитете испанских школьников.
Как родители учеников выяснили позже, Российский образовательный центр в Испании не подчинялся никакому надзорному органу в сфере образования и был зарегистрирован по испанскому адресу проживания директора учреждения доктора наук Татьяны Ерахтиной. В России центр не состоял на налоговом учёте — номера ИНН в ФНС у организации нет. Возможно, что форма организации РОЦ подразумевала уход от налогов как в РФ, так и в Испании. Идея образовательного центра, по мнению родителей, принадлежала консулу Рамону Вайесу и министру просвещения РФ Сергею Кравцову.
Директор Российского образовательного центра в Испании Татьяна Ерахтина. Фото © facebook.com / Татьяна Ерахтина
В родительский комитет уже вошло 56 мам и пап русских школьников в Испании, а в 2020–2021 учебном году школа выпустит около 50 детей. Куда им поступать после сдачи ЕГЭ с аттестатом, который Испания не признаёт, неизвестно. Сегодняшним первокурсникам и второкурсникам, окончившим Российский образовательный центр, дали два месяца в вузах на то, чтобы получить уведомление об отчислении.
— Мы пытались встретиться с послом России в Испании, но представитель родителей смог поговорить только с помощницей посла. Никакого ответа нам не предоставили, попросили прислать договор об оказании образовательных услуг, в котором должно быть указано, что наши документы об окончании школы подходят для вузов Испании. Конечно, такой строчки нет ни в каком договоре. Ни в наших, ни в договорах других школ, которые входят в перечень иностранных образовательных организаций Испании. Аттестат-то государственного образца, который должен приниматься во всех вузах, — сказали Лайфу в родительском комитете.
В своём письме послу России в Испании директор образовательного центра отметила, что РОЦ на данный момент находится в процессе вступления в реестр испанских школ.
— Ожидаем принятия решения. Данная процедура занимает более длительный период из-за карантина. Предоставление всех документов, которые были затребованы Министерством образования Валенсии, предоставлены РОЦ в корректные сроки, — говорится в письме Ерахтиной послу.
Однако в Министерстве образования Испании родителям сообщили, что включение РОЦ в реестр иностранных образовательных учреждений королевства не решит проблему и ранее выданные аттестаты не станут легитимны в вузах государства.
Ученики РОЦ, которые находятся на грани отчисления из вузов, сейчас, по словам родителей, переживают нервные срывы. Некоторым студентам уже вызывали скорую. Мамы и папы боятся, что дети могут что-то с собой сделать из-за такого стресса. Родители платили, дети учились, экзамены сданы по всем правилам, аттестаты государственного образца на руках, а теперь оказывается, что эти ученики и их старания никому не нужны.
Родители написали письмо президенту РФ и премьер-министру. Они надеются, что власти смогут договориться с послом и помогут с выдачей дубликатов школьных аттестатов и документов о сдаче ЕГЭ, выданных на территории России, а не Испании.
В Министерстве иностранных дел Лайфу сообщили, что постараются решить проблему россиян в Испании в ближайшее время.
Посольские правила: без Пушкина и Великой Отечественной войны?
В школах при посольствах учатся не только дети российских дипломатов, но и дети учёных, IT-специалистов, инженеров и других российских специалистов, проживающих за рубежом. До нового учебного года в этих школах были разные формы обучения: очная, заочная — дети приезжали раз в квартал или в полгода и сдавали экзамены, а также очно-заочная, на которой раз в неделю школьники приходили в учебное заведение и изучали на уроках русский язык, литературу, математику, физику, историю. По окончании любой формы обучения дети могли получить российский аттестат об образовании государственного образца, сдать ЕГЭ и поступить в российские вузы. Эти школы, по словам родителей, были платными.
В Японии физик Владимир Любимов платил от тысячи до четырёх тысяч долларов в год за образование своей дочери. Девочка занималась очно — каждый день посещала русскую школу. В Швеции за очно-заочную форму обучения своих детей Татьяна Булавина платила 300–400 евро в год, во Франции расценки, по словам председателя Международного родительского комитета Дмитрия Вальдмана, такие же.
В 2020 году образование в посольских школах стало бесплатным. Но очно-заочная форма обучения во многих странах была закрыта. А в Японии сократили количество мест на очную форму, теперь сотни детей не могут учиться.
Дмитрий Вальдман отметил, что во Франции без российского образования может остаться более 200 учеников, в США — более 500, в Швеции — около 60, в Японии — более 100. Если учесть школьников из других стран, то можно говорить о нескольких тысячах русских детей, которые вынуждены учиться по зарубежным стандартам.
Из Японии на Урал без родителей?
Дочь Владимира Любимова восемь лет училась при Посольстве России в Токио. Японского языка девочка не знает.
Родители платили школе по три-четыре тысячи долларов в год, чтобы дочь могла учиться. Владимир родился в Челябинске, затем его семья переехала в закрытый город Трёхгорный Челябинской области, где расположен завод по производству ядерных боеприпасов. Окончил московский университет, стал физиком. Уехал работать в Японию в проектный центр ИТЭР. Но прописка его семьи осталась в Трёхгорном.
После того как плату в школах отменили, по словам Владимира, всех учеников, которые не являются детьми российских дипломатов, отчислили.
Всё лето семья пыталась придумать, как решить вопрос с учёбой дочери. Они уже были готовы отправить девочку в Челябинскую область, где она по прописке может учиться в обычной школе. Вероятно, в этом случае ей пришлось бы поступить в класс помладше, всё-таки программы в разных странах могут отличаться. Но оставлять подростка без попечения родителей в незнакомом ей маленьком городе очень страшно.
— У нас был заключён контракт со школой при посольстве сроком на один год. И в нём был пункт об автоматическом продлении договора на следующий год. Но теперь этот пункт убрали. И нас всех отчислили. В августе некоторых учеников, которые не являются детьми дипломатов, всё-таки приняли обратно в школу: нашлось несколько свободных мест. Руководство школы ссылается на коронавирус, якобы из-за новой инфекции школа не может принять всех желающих. Нам повезло, мы попали в список зачисленных. Но об этом мы узнали только 31 августа. Директор нам сообщил, что такая процедура будет повторяться ежегодно. Вероятно, в какой-то год нас могут не взять, если мест не будет, — объясняет Владимир.
Сыну Анастасии повезло меньше, чем дочери Владимира. Мальчика не взяли в посольскую школу в Токио. Весь сентябрь женщина пыталась решить вопрос с его образованием. Встречалась с консулом, направляла запросы в Министерство иностранных дел. Но в конце сентября мальчик был дома и не ходил в школу, его там никто не ждал. Родителям предлагали перевести сына после шести лет обучения в обычном формате с ежедневными занятиями в дружном классе на заочную форму обучения — со сдачей экзаменов раз в полгода.
— В начале октября выяснилось, что одноклассница моего сына уезжает из Токио вместе с родителями. Нас взяли на её место. Но не знаю, что нас ждёт в следующем году, — сказала Анастасия Лайфу.
Без шансов на аттестат?
У Татьяны Булавиной двое детей. Раз в неделю они ходили в школу при Посольстве России в Стокгольме. Все остальные дни обучались в шведской школе. За учёбу в посольском учреждении родители платили около 300–400 евро в год.
— В этом году администрация школы нам предложила перейти на семейное обучение. То есть детей мы должны учить самостоятельно, а они будут только раз в полгода приходить в школу и сдавать экзамены. Но мы хотим, чтобы наши дети общались, дружили, чтобы у них были школьные праздники, чтобы они букеты учителю дарили на 1 сентября. В Швеции таких традиций нет, тут совсем другая ментальность, — рассказала Татьяна. — Мой девятилетний ребёнок настолько был в восторге от русской школы, что в своей шведской школе он всё рассказывал: и об уроках, и об украшенных классах, и о наших традициях с праздничными линейками и школьными спектаклями. Даже его учитель потом к нам подошла со словами: "Как я хочу работать в русской школе! Мне столько ваша дочь рассказала". И это при том, что учитель с детства слышит, какая Россия ужасная, читает об этом в местных газетах, смотрит по местным каналам. А одна маленькая девочка способна вокруг себя изменить представления людей о нашей стране. И у неё это прекрасно получается!
Заочная форма обучения родителям не нравится, а перейти на очную их дети не могут, чтобы учиться вместе с детьми российских дипломатов. Законы Швеции обязывают детей, у которых есть вид на жительство в этой стране, посещать школу, где соблюдается шведский учебный план. То есть днём ученики обязаны ходить в местную аккредитованную школу, а после уроков они могут посещать хоть русскую школу, хоть кружок рисования. Учиться в русской школе вместо шведской нельзя.
Муж Татьяны — медицинский биолог в Стокгольме. В институте имени Сеченова в Москве у него есть своя лаборатория, в которой он внедряет европейские наработки. Возможно, что семья решит вернуться в Россию, но дети не смогут поступить в российскую школу, если сейчас у них не будет доступа к отечественному образованию в другой стране.
"Пустите обратно!"
Ранее Лайф рассказывал, что во Франции более 220 школьников записали обращение с просьбой не упразднять очно-заочное обучение в школе при Посольстве России во Франции.
— Один из аргументов для отмены очно-заочной формы обучения: дети не могут освоить школьную программу за один день в неделю. Но давайте посчитаем: физкультура, музыка, рисование, черчение, ОБЖ, технология, английский язык преподаются во французской школе. Значит, эти предметы из учебного плана русской школы при посольстве можно исключить. Математику, физику, химию, биологию в российском образовании проходят глубже, но азы дети также осваивают на французских уроках. На освоение русского языка, литературы, истории, математики часов в школе при посольстве было достаточно, — отметил Дмитрий Вальдман.
В Министерстве просвещения на обращение родителей ответили, что федеральные государственные образовательные стандарты не содержат ограничений, касающихся форм обучения детей. А в школах при посольствах России сочетание форм допускается по желанию родителей и по решению руководителя загранучреждения МИД, то есть посла. В Минпросвещения также отмечают, что в России активно развивается применение дистанционных образовательных технологий, которые можно использовать как дополнительный ресурс по освоению школьной программы.
В ответ на обращения родителей в МИД министр иностранных дел Сергей Лавров написал письмо, в котором отметил, что система российского образования за границей нуждается в совершенствовании, а в качестве альтернативы предложил использовать потенциал иностранных образовательных организаций, созданных россиянами за рубежом.
Скриншот © LIFE
— Кроме того, Россотрудничеством прорабатывается вопрос о возможности получения желающими среднего образования по российским стандартам в онлайн-формате с последующей выдачей аттестата государственного образца на базе уже существующих коммерческих платформ, — добавил Сергей Лавров в письме.
25 сентября вступил в силу новый приказ МИД, который не исключает возможности обучения детей на очно-заочной форме: родители сами могут решить, как будет учиться их сын или дочь. Но в школе Татьяну Булавину и других родителей в Стокгольме попросили написать заявление об отчислении детей. Во Франции нескольких школьников зачислили на свободные места, но многие так и не смогли продолжить обучение.
Выдержка из приказа МИД от 25.09.2020. Скриншот © LIFE
— Дома мы, листая аттестат за семь лет, вспоминали с сыном, как это было. И я чуть не заплакала. Но всё-таки теплится надежда, что всё ещё будет. Иначе никак, — сказала Татьяна.
Сейчас школьники самостоятельно пытаются узнать историю России и освоить программу по литературе. Если правила не изменятся, они не смогут получить российские аттестаты об образовании, а значит, не смогут вернуться на родину, чтобы поступить в вузы и остаться дома.
Лайф следит за развитием ситуации с российскими детьми за рубежом.