17 декабря 2020, 00:40
33061

Банковский лохотрон: проверьте, какие услуги вам подключили незаконно

Заканчивается 2020 год, и банкиры готовы пойти на любые уловки, лишь бы выполнить план и получить бонусы. Например, подключить клиенту ненужную услугу или содрать ещё одну комиссию. Любая копеечка в отчёте — это минус к карме, но плюс к премии. Чтобы не платить лишнего, проверьте, не подключил ли вам банк что-нибудь...

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Разводы "по-мелкому"

В уходящем коронакризисном году многие россияне стали активнее отказываться от навязываемых банками услуг, и коснулось это прежде всего страховок кэптивных компаний. Всё больше банковских клиентов внимательно изучают предлагаемые им к подписанию документы и на страховые продукты. И принимают новые условия, только если это существенно снижает ставки по кредиту либо даёт другие существенные бонусы.

Так что теперь в ходу "мелочные" разводы. Ведь несколько десятков или сотен рублей, списанных со счёта, не повод, чтобы обращаться в суд. А то, что клиенты, возможно, будут выяснять отношения по поводу непонятных списаний с их счетов, вовсе не отменяет ни увеличения плановых показателей продаж, ни плюса к прибыли. Например, всё чаще банки списывают комиссию за СМС-информирование, даже если эта услуга клиентом не подключалась.

Так произошло с москвичом Максимом, который в конце 2019 года открыл в "Газпромбанке" вклад. Одновременно с принятием денег на депозит менеджер банка сообщила, что управлять своим вкладом Максим сможет при помощи совершенно бесплатной банковской карты. Мужчина согласился на карту и забыл о ней, пока в конце ноября 2020-го ему не пришло уведомление в мобильном банке "Газпромбанка", что с его счёта произошло списание 99 рублей.

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Он даже не понял, за что произошло списание. Только в начале декабря, когда он смог лично зайти в отделение, удалось выяснить, что эти самые 99 рублей у него списали за услугу СМС-информирования. При этом ни менеджер, ни руководитель отделения не смогли пояснить, как вышло, что эта услуга оказалась "внезапно" подключённой только через 11 месяцев после активации карты. В итоге руководитель отделения предположила, что банк самостоятельно мог подключить такую услугу в связи со сменой тарифа, а уведомить клиента не посчитал нужным, ведь сумма ничтожна, и теперь, если клиент настаивает, её, так и быть, отключат.

Ситуация Максима не нова, — замечает старший юрист компании "Европейский дом права" Залимхан Магомедов. — Банки и раньше иногда грешили такими мелкими списаниями. Очевидно, что это делается не для получения прибыли, а для улучшения своих показателей продаж. Понятно, что любое навязывание услуг, как произошло и в этом случае, является нарушением права потребителя на свободный выбор, закреплённого в том числе в ч. 1 ст. 421 ГК РФ. Но они не боятся идти на такие нарушения, так как максимальная ответственность — это материальное возмещение убытков, то есть в случае Максима — 99 руб. Конечно, при такой сумме никто никакие жалобы рассматривать не станет. А банкам того и надо: даже если большая часть клиентов решат отказаться от услуги, в отчётах продаж показатели растут.

"Не прошла по базам"

В Сбере же другие уловки для "увеличения показателей". Петербурженка Юлия много лет была держателем карты Visa Classic с платным годовым обслуживанием и СМС-информированием.

В начале года она согласилась на увещевания сберовского менеджера о том, как круто быть "премиальным клиентом", и перевела свои средства из других банков в одно из отделений элитарного сервиса "Сбербанк премьер". За это ей, помимо прочего, выдали новую премиальную карту и пообещали, что теперь по всем картам плату за обслуживание и другие услуги списывать не будут. Юлия перестала пользоваться своей старенькой Visa Classic, но в конце года получила сообщение о том, что банк почему-то её перевыпустил.

Девушка обратилась к своему "премьер-менеджеру", сообщив, что классическая карта ей не нужна, раз она уже "элита". Но менеджер её успокоила: мол, всё нормально, перевыпущенный пластик можно не забирать и по истечении трёх месяцев карту уничтожат.

Фото © ТАСС / Алексей Зотов

Через три дня со счёта Юлии в Сбере списали средства за СМС-оповещения, а после и за годовое обслуживание карты. Менеджер предположила, что это техническая ошибка — данные клиента не прошли по базам, — и пообещала всё исправить. Но в следующем месяце банк снова списал 60 руб. за эсэмэски.

После чего её личный помощник развела руками: всё так и должно быть. Ведь предоставление услуг по старой карте осуществляется в соответствии с тарифами, с которыми Юлия когда-то давно согласилась. Как премиальному клиенту ей ничего платить не надо, а по старой карте Visa Classic она обязана вносить ту же самую оплату, что была у неё до того, как она стала клиентом сервиса "Сбербанк премьер".

Списания закончились только после того, как старый счёт был полностью закрыт. На всякий случай Юлия перевела деньги в другой банк. Там ей тоже предложили "повысить уровень обслуживания", но теперь она отказывается входить в банковскую "элиту".

Оплату вернём, но не рублями

Пожалуй, более "продвинутым" в деле небесплатного обслуживания своих клиентов является банк "Открытие". Житель Ростова-на-Дону Андрей прочитал рекламу, что по карте Opencard "Открытие" предлагает кешбэк 3% и бесплатное обслуживание, и заказал себе дебетовку этого банка онлайн.

Карту привезли быстро, но агент, который её доставлял, попросил для активации пополнить баланс счёта и провести одну операцию, что Андрей и сделал. И только через неделю ростовчанин заметил, что с него списали 500 руб. за выпуск карты.

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

На претензии мужчины в банке ему пояснили, что обслуживание карты действительно бесплатное, но только при условии, что клиент по ней совершает регулярные траты. Вот оплатил бы он ею что-либо на сумму 5000 руб. — и вернули бы ему 500, правда, не рублями, а баллами. А то, что потратить баллы можно, только если их накопится не менее 3000, это уже дело техническое. Ведь легко же подсчитать, что для этого нужно расплатиться картой от "Открытия" на 30 тысяч рублей.

А ещё Андрею напомнили, что он сам согласился на такие условия. В случае закрытия карты, конечно же, 500 рублей ему не вернут и отозвать свои персональные данные он не может, так как дал добро на их передачу для использования банком в том числе и в коммерческих целях.

Короче, банки пытаются выжать для себя максимум из любого клиента — если не деньгами, то хотя бы "количеством продаж". И это надо учитывать, обращаясь в любое кредитное учреждение. Андрея поймали на крючок рекламы и получили его подпись на договоре, что законом не запрещено.

Другое дело, если банк произвёл какие-либо списания, которые не предусмотрены договором, — вот тогда следует немедленно обращаться для прояснения ситуации и не откладывать свой визит, даже если сумма ничтожно мала. Иначе есть риск, что они будут повторяться регулярно...