Никаких уроков. Эксперты объяснили, почему не нужно заставлять детей учиться на каникулах
Многие родители жалуются, что переход школ на дистанционное обучение снизил уровень образования школьников, дети слишком много времени стали проводить перед компьютерами. Лайф выяснил, нужно ли на новогодних каникулах заставлять учиться и делать пропущенные домашние задания на удалёнке.
Фото © Shutterstock
На заседании Госсовета президент России Владимир Путин заявил, что только 2% школ из 39,9 тысячи учатся дистанционно — это вынужденная мера, связанная с коронавирусной инфекцией, эпидемией гриппа и другими сезонными заболеваниями.
Но даже 2% от общего числа школ — это тысячи детей. Родители жалуются, что у школьников снизился интерес к учёбе, ухудшается зрение и общее состояние здоровья. Кроме того, мамы и папы считают, что уровень образования на дистанционке оставляет желать лучшего, поскольку большую часть программы школьники должны изучать самостоятельно.
Фото © Shutterstock
Умение сфокусировать своё внимание на чём-то важном формируется с возрастом, детям довольно сложно сосредоточиться на учёбе и вникнуть в материал. В школе, по словам гештальт-психотерапевта Анны Таиповой, сконцентрироваться проще, поскольку перед ребёнком стоит учитель, есть чёткие границы кабинета, парты, ограниченное время урока. Всё это помогает сохранить внимание. Дистанционное образование для школьников сложный процесс, потому что дома слишком много отвлекающих факторов: телевизор, гаджеты, холодильник, в котором есть что-нибудь вкусное. Страдает вовлечённость и погружение в тему урока.
— Дистанционное образование очень вредит социализации детей, ведь им необходим контакт с другими ребятами, общение с учителями. А сейчас маленький человек сидит дома и ещё больше закрывается в своём мире, — говорит детский психолог Татьяна Семенко.
По словам специалиста, до введения ограничительных мер многие школьники были плохо социализированы и вместо прогулок с друзьями и футбола во дворе оставались дома, играли в гаджеты. Теперь эта проблема усугубилась — детям даже в школу ходить не нужно, целыми днями они сидят перед компьютерами.
Фото © Shutterstock
Дистанционка негативно влияет не только на психику и нервную систему — она также отражается и на зрении. В одном из родительских чатов подмосковной школы мама ученика подсчитала, что семь уроков — это 315 минут (или 5,25 часа). Именно столько времени ребёнок проводит за компьютером только во время учёбы. А помимо этого есть ещё и домашнее задание, которое также выполняется сейчас в электронном формате.
В гигиенических нормах и специальных требованиях в условиях цифровой образовательной среды, которые были разработаны НМИЦ здоровья детей при Российской академии наук и Минздраве, указано, что ученики 5–9-х классов суммарно должны использовать электронные средства обучения в общей сложности не более 120 минут в день, школьники младших классов — 80–90 минут, старшеклассники — 150 минут.
— Мой ребёнок за последнее время стал намного хуже видеть, зрение заметно ухудшилось, — пишет мама ученика. — Мы имеем полную возможность после такого обучения заниматься лечением и восстановлением здоровья наших детей.
Член Европейской ассоциации детских офтальмологов Игорь Азнаурян отмечает, что дистанционка действительно портит зрение школьников. Поэтому важно держать экран монитора на расстоянии 30–40 сантиметров от лица, правильно питаться и следить за режимом сна.
Врач-офтальмолог Вячеслав Куренков отмечает, что невозможность выйти на улицу также влияет на снижение зрения и иммунитета. Кожа не вырабатывает витамин D, который нужен в борьбе с прогрессирующей близорукостью.
— Отсутствие движения и витамина D может привести постепенно и крайне незаметно к сколиозу, остеохондрозу, что, в свою очередь, лишь подхлестнёт развитие проблем со зрением, — добавляет Куренков.
Чтобы ребёнок отдохнул от компьютера, мог прогуляться, сходить на каток или поиграть с друзьями в снежки, его не стоит загружать учёбой ещё и в праздничные каникулы. Татьяна Семенко уверена, что любое принуждение к урокам будет как минимум неприятно школьникам.
— Ребёнок должен переключиться. Всё-таки уроки, даже дистанционные, — это стресс и напряжение. Непрерывный учебный процесс в детском возрасте — это несправедливо и не нужно, — говорит психотерапевт.
На каникулах в расслабленной атмосфере специалисты советуют доверительно поговорить с ребёнком, узнать, что ему даётся легко в школе, а с чем возникают сложности. Может, школьнику не нравится учитель или он не понимает материал, не получается сконцентрироваться или есть какие-то проблемы со здоровьем. Если учёбу школьник воспринимает как наказание, особенно во время каникул, то пользы от такого образования точно не будет.