"Кто скидку обещал, с того и спрашивайте". Как автосалоны обманывают клиентов в новогодние праздники
Обзавестись новой машиной в начале года смогут не все. Даже те, кто честно накопил на новый автомобиль и пришёл за ним в салон, будут разочарованы. Если речь идёт о недорогой иномарке, готовьтесь к навязыванию услуг и откровенному вранью продавцов.
Как работает госпрограмма и почему она не для всех
Госпрограммы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", действующие в России, с самого начала были рассчитаны на тех, чьи финансовые возможности ограниченны. Предполагалось, что поддержка государства позволит потенциальным водителям как можно скорее решиться на покупку собственного авто. Условия были просты: подтвердить "семейность" и отсутствие автомобилей в собственности, внести небольшую предоплату и забрать отечественный автомобиль прямо из салона.
Учитывая локализацию производств у многих производителей (собственные заводы в РФ имеют Nissan, KIA, Toyota, Hyundai, Mazda, Mercedes и другие), программа господдержки предполагала, что потенциальные водители смогут стать собственниками как отечественных автомобилей, так и зарубежных с российской сборкой. На бумаге неплохие предложения от банков и 10-процентный бонус от государства (для жителей Дальнего Востока — 25 процентов) позволяли поднять продажи отечественных авто на новый уровень. Но в идеальный с точки зрения реализации план вмешались жадные дилеры, которые даже с началом пандемии и после падения потребительского спроса не стали сговорчивее и лояльнее к клиентам. Сложилась уникальная ситуация: госпрограмма и низкие проценты по кредитам есть, но воспользоваться ими целевая аудитория не может (или может, но с существенными оговорками).
Такой нет, но зато есть другая
Фото © ТАСС / Антон Новодережкин
Уловка, которой начали пользоваться недобросовестные дилеры, когда речь заходит о госпрограмме, — это откровенное враньё, связанное с наличием автомобиля в нужной комплектации. Не секрет, что стоимость даже отечественного автомобиля может оказаться на 100 и даже 200 тысяч (в зависимости от версии) выше той, на которую рассчитывал покупатель. В случае с госпрограммой наблюдается интересная особенность: даже дилеры отечественных авто начинают хитрить и рассказывать, что "такого автомобиля сейчас нет в наличии, но есть такой же, только в другой комплектации".
Суть этого метода проста: раз клиент всё равно берёт кредит, то можно продать версию и подороже. Бороться с таким поведением просто — достаточно сказать, что в другом автосалоне дают скидку на нужную комплектацию и ещё в подарок колёса или охранный комплекс. Если не сработало, лучше позвать руководителя отдела продаж.
Дело не в количестве
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Нужно понимать, что количество проданных автомобилей и давление на продавца в стиле "если не будет скидки, у вас не куплю" редко когда могут разжалобить продавцов автомобилей. Здесь наблюдается одна интересная особенность: для дилера выгоднее продать меньше машин по более высокой цене, чем демпинговать и работать на количество. Любопытно и другое: сразу после решения продлить госпрограмму со скидками от 10 до 25 процентов за первый или семейный автомобиль цены на новые авто у официальных дилеров крупных брендов тут же подросли примерно на три-пять процентов.
Финансист, кандидат экономических наук Сергей Вениаминов отметил, что при таком подходе скидка на новый автомобиль не доходит до целевой аудитории и оседает в виде прибыли в карманах банков и автодилеров.
Скидку в 10–25 процентов дилеру компенсирует государство. Но конечная цена новой машины уже стала дороже. В ряде автосалонов ЦФО купить машину без дополнительного оборудования по госпрограмме нельзя. Либо так, либо никак. При этом средняя сумма кредита на авто уже приблизилась к 900 тысячам рублей. Страхование, скрытые пункты, назначение которых в кредитном договоре не может никто пояснить, — всё это появилось после того, как государство решило помочь с продажами автомобилей. Вывод очень простой: дилеры оказались слишком жадными до прибыли, о честной работе речь давно не идёт
Наши сговорчивее?
Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий
Ещё один источник прибыли автосалонов — соглашения с банками. Чем больше клиентов воспользуется программой поддержки государства, тем больше будет процент автосалона от кредитов, проданных на покупку автомобиля. Кредитные ставки по госпрограмме сейчас остаются на низком уровне (от одного до десяти процентов), и часть этих денег в чистом виде за продажу автомобиля в кредит получает именно автосалон. Это обстоятельство делает автодилеров ещё менее сговорчивыми при обсуждении скидок на новый автомобиль.
Ситуация доходит до абсурда: автомобиль в нужной комплектации потенциальным клиентам (когда часть денег добирается кредитом наличными) отказываются продавать за наличные. Либо берите кредит, либо ищите в другом месте. Такое отношение к работе с госпрограммами заметили не только жители двух столиц, но и потенциальные покупатели авто в регионах. Как пояснил адвокат Арсен Овсепян, формального нарушения закона здесь нет, однако такой подход — повод для ФАС разобраться в происходящем.
Автосалон может отказать в приобретении автомобиля по разным причинам. Но одно дело, когда дилеру просто невыгодно продавать, другое дело — когда дилеры принципиально во всех регионах продают автомобили по одним и тем же условиям. Мы уже изучаем этот вопрос и держим на контроле навязывание условий как среди дилеров отечественных автомобилей, так и среди продавцов иномарок. Самая тревожная ситуация — в Поволжье и на юге страны. Там отказы продать автомобили вообще ничем не мотивируют и просто разворачивают клиентов на пороге
Желание автодилеров и банков заработать на кредитах и авто простым покупателям ничего хорошего не сулит — эксперты прогнозируют, что искусственное завышение цен может продолжиться вплоть до 2022 года, пока на складах не скопится достаточного количества автомобилей отечественной сборки, которые думающие и требовательные клиенты могут перестать покупать.