Копьё "Охотника". Как будет воевать российский ударный беспилотник?
Россия ликвидировала отставание в технологической гонке с ВВС США, и теперь только у двух стран есть уникальное оружие, с помощью которого можно выполнять самые сложные боевые задачи.
Коллаж © LIFE. Фото © Минобороны РФ, © Shutterstock
Заменить человека
12 января этого года тяжёлый ударный беспилотник С-70 "Охотник" впервые применил оружие в ходе лётных испытаний. Мишень, размещённая на полигоне Ашулук в Астраханской области, была поражена обычной 500-килограммовой бомбой. Такие боеприпасы российская авиация применяет как на учениях, так и в боевой обстановке, например в рамках борьбы с террористическими организациями в Сирии. В отличие от обычных самолётов и пилотируемой авиации в целом, "Охотника" научили применять такие бомбы почти вслепую. Для этого на борту разместили не только прицельное оборудование с элементами системы наведения и применения боеприпасов "Гефест" (им оснащаются фронтовые бомбардировщики Су-34 и другие машины, например Ту-22М3М из состава дальней авиации), но и специальный вычислительный комплекс, который, как поясняют источники Лайфа в Минобороны, в режиме реального времени сверяется с данными о цели, её типе и особенностях.
По сути, "Охотник" — не только и не столько летающий склад для бомб и ракет, но ещё и разведчик. Под фюзеляжем машины скрыты датчики, которые считывают излучение в районе вероятного боевого применения и передают эти данные по зашифрованным каналам. Если никаких отклонений в параметрах нет, а приказ на удар остаётся в силе, машина совершает боевой разворот и заходит на цель. Если ситуация меняется, то в дело вступают бортовые системы.
Фото © ТАСС / Пресс-служба Министерства обороны РФ
Источники, близкие к военно-промышленному комплексу, отмечают, что всего на борту С-70 "Охотник" не менее трёх десятков специальных комплексов, направленных на выполнение различных задач. Все они объединены одной целью — обеспечить безопасность беспилотника и нейтрализовать любые угрозы. Для этого помимо комплексов радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного подавления на борту "Охотника" находится комплекс бортовой обороны. Устройство в реальном времени отслеживает входящие угрозы (например, облучение радаром истребителя противника) и выдаёт команды на противодействие. Если позволяют условия, "Охотник" может самостоятельно обстрелять самолёт противника ракетами класса "воздух — воздух". Однако эти испытания, по словам источников Лайфа в МО РФ, отложены до конца года.
Трудная мишень
Все перспективные российские машины, как тяжёлые беспилотные аппараты с большой дальностью полёта, так и стратегические самолёты – носители ядерного оружия, объединяет одна особенность. Вне зависимости от типа самолёта на борту предполагается размещать блок с компьютером под управлением искусственного интеллекта. С помощью такого устройства машины смогут обмениваться в бою информацией и при необходимости выдавать операторам рекомендации на применение оружия. По словам кандидата математических наук и специалиста по программированию нейросетей Филиппа Марченкова, алгоритм позволит выбирать оптимальный сценарий для боевых действий в любой обстановке.
Если обстановка позволяет сразу применить оружие, система подаст специальный сигнал или применит оружие, как только для этого появятся все условия. В некотором смысле это похоже на приготовления к быстрому заезду на гоночном автомобиле: сначала длительная подготовка, затем молниеносный рывок. При этом машина попутно соберёт все данные о цели, которые тут же отправятся аналитикам. Традиционные компьютеры, сопряжённые с сенсорами и датчиками, такие параметрические измерения проводить не могут. Если "Охотник" застанет квантовые компьютеры, то на принятие решения в условиях реального времени потребуются тысячные доли секунды
Если обстановка позволяет сразу применить оружие, система подаст специальный сигнал или применит оружие, как только для этого появятся все условия. В некотором смысле это похоже на приготовления к быстрому заезду на гоночном автомобиле: сначала длительная подготовка, затем молниеносный рывок. При этом машина попутно соберёт все данные о цели, которые тут же отправятся аналитикам. Традиционные компьютеры, сопряжённые с сенсорами и датчиками, такие параметрические измерения проводить не могут. Если "Охотник" застанет квантовые компьютеры, то на принятие решения в условиях реального времени потребуются тысячные доли секунды
Филипп Марченков
Помимо систем активного противодействия "Охотник" в будущем может получить и более современные двигатели. Вопрос с переоснащением на перспективные силовые агрегаты, по словам источника Лайфа в Минобороны, уже решён. Вся надежда в этом вопросе на промышленность — конструктивно новый агрегат будет создан на базе двигателя второго этапа для Су-57, с серийным производством которого пока наблюдаются трудности. До сверхзвуковых скоростей без форсажа (как это требуется для Су-57) "Охотник" с ним не разгонится, зато станет более экономичным, что позволит расширить радиус боевого применения (полёт к цели, выполнение задачи и вылет обратно) ударной машины. Правда, пока нет понимания, когда именно он появится на С-70. Показать двигатель для "донора", истребителя Су-57, должны в 2022 году, а сколько времени займёт доработка агрегата для беспилотной машины, пока не ясно.
Единственный и неповторимый?
Фото © ТАСС / Минобороны РФ
Несмотря на то что С-70 "Охотник" — первый тяжёлый ударный дрон в Российской армии, за рубежом давно и активно летают его аналоги.
- Одним из первых и самых продвинутых в зарубежной линейке беспилотников на Западе считается аппарат XQ-58 "Валькирия", построенный компанией Kratos. Машина уже прошла заводские и лётные испытания, а нейросеть, отвечающая за управление полётом и комплексом вооружения, не дала ни единого сбоя.
- Практически точная копия XQ-58 летом 2020 года появилась у компании Boeing, и почти сразу речь пошла об экспортной версии. Австралийское подразделение фирмы уже приступило к испытаниям Loyal Wingman. Как и в случае с "Валькирией" и "Охотником", за управление полным циклом полёта отвечает нейросеть.
- Кстати, своего "Охотника" компания Boeing создала ещё в конце 90-х годов. Прототип ударного дрона Х-45 совершил первый полёт в 2002 году, однако затем программа по созданию машины была свёрнута. Оказалось, что для перспективных систем ПВО противника схема "летающего крыла" и крупные габариты оказались настоящим подарком: машина "светилась" на радарах, несмотря на миллионные вложения в технологии малозаметности.
Все зарубежные машины объединяет один недостаток: ни один из реактивных БПЛА ещё не принят на вооружение, а концепция применения такого оружия на поле боя просчитана американскими специалистами не до конца, несмотря на колоссальный опыт применения ударных дронов в Афганистане, Ираке и Сирии. С-70 "Охотник", испытания которого, вероятно, проведут в реальных боевых условиях уже до конца 2021 года, может стать не только первой машиной, прошедшей полноценное боевое крещение, но и первым БПЛА такого типа, принятым на вооружение. Появиться в войсках российский тяжёлый беспилотник сможет уже в 2022 году — сразу после завершения испытаний.