Илон Маск против "Морского старта". SpaceX будет строить космодромы на воде
С помощью плавучих космодромов Илон Маск сможет не только захватить рынок космических услуг, но и заработать миллиарды на авиаперевозках.
Испытания "Звёздного корабля"
Ещё в июне 2020 года Илон Маск написал в "Твиттере", что SpaceX построит плавающие космопорты сверхтяжёлого класса для марсианских и лунных миссий, а также будет заниматься сверхзвуковыми полётами вокруг Земли. Тогда заявления неординарного миллиардера не стали принимать всерьёз, поскольку и без морских космодромов дела компании SpaceX под управлением Маска идут в гору. Но он не унимался и уже купил две морские платформы, которые раньше использовались нефтяниками для добычи сырья в открытом море. Для этого, к слову, предприниматель выбрал самый подходящий момент: нефтяная отрасль в США и странах Европы переживает кризис, поэтому проекты по добыче углеводородов в открытом море сворачиваются один за другим, а имущество нефтяников распродаётся практически за бесценок. Здесь Маску повезло: две платформы у нефтяной фирмы-банкрота SpaceX прикупила практически даром — по 3,5 миллиона долларов за штуку.
Одна из платформ уже отбуксирована в порт Браунсвилл в Техасе. Это неподалёку от полигона SpaceX в Бока-Чике, где испытывают самый технологичный корабль компании — Starship. Популяризатор космонавтики блогер Виталий Егоров пояснил, что именно для Starship Илону Маску внезапно понадобились морские платформы.
Маск постоянно сталкивается с ограничениями в ходе испытаний прототипов корабля Starship в Техасе. Если вся инфраструктура будет вывезена в море, испытывать корабли станет гораздо проще
Егоров отметил, что вторая причина покупки нефтяных платформ — бизнес-идея Маска, представленная пару лет назад на одной из презентаций.
Маск давно мечтает о пассажирских перелётах. Для него это гораздо важнее. Рынок полётов на Земле гораздо больше, чем рынок полётов на Марс. Поэтому Маску нужна как можно более хорошая статистика коротких полётов. Эти же данные, собранные за время эксплуатации Starship на Земле, позднее помогут отправить человека на Марс. Но на Земле Маск успеет на этом и деньги заработать, а не будет тратить сотни миллионов в пустоту
Почему платформы понадобились сейчас?
Одна из главных целей морской инфраструктуры, которую сейчас SpaceX собирает вокруг Техаса, — как можно скорее нагрузить коммерческими запусками ракеты Falcon Heavy, самую свежую разработку компании, созданную для вывода грузов в космос. Стоимость запуска Falcon Heavy, если сеть морских космодромов начнёт работать в ближайшем будущем, может быть снижена с 90–100 миллионов долларов до 70–80 миллионов. Может показаться, что отказ от наземных полигонов и пусковых платформ сэкономит лишь немного денег, но на практике ситуация может развернуться в обратную сторону — заказчики, которые ещё вчера даже не думали о выводе спутников в космос, могут начать выстраиваться в очередь ради скидки в 200–300 долларов за килограмм полезной нагрузки. Как итог — на каждом пуске Falcon Heavy (первое время возить грузы на орбиту будут ракеты Falcon 9) Илон Маск сэкономит пару десятков миллионов долларов. И его заказчики тоже. Такой подход, вероятно, обвалит рынок пусковых услуг, и SpaceX вполне может удвоить собственный рекорд в 26 запусков за год.
Эксперты в области космонавтики даже допускают, что уход в сторону морских платформ вообще может избавить SpaceX от необходимости иметь космодромы на Земле. Место старта в море есть, корабль для "ловли" обтекателей головных частей тоже есть, а сажать ракеты на морские баржи специалисты Илона Маска уже научились. Единственное, что нужно сделать с Falcon 9 после посадки первой ступени, — отмыть, изучить повреждения (если они есть), отвезти на берег, заправить, загрузить спутник и отправить обратно. В этой связи нелишним будет вспомнить, сколько Илон Маск сэкономит на выведении в космос собственных спутников для глобального интернета Starlink. И всё это происходит уже сейчас, да ещё и без значительных вложений в изменение конструкции ракет Falcon 9 и Falcon Heavy.
"Морской старт" против Илона Маска
У России тоже есть свой плавучий космодром, причём построенный не на базе нефтяных платформ, а с нуля, как единый космический центр, — "Морской старт", который несколько лет назад перевезли из США в порт Славянка в 50 километрах от Владивостока. Правда, специалисты, рассмотревшие в уникальном комплексе конкурента традиционным видам запусков, до реальной эксплуатации дело так и не довели.
"Морской старт" до сих пор не работает по прямому назначению. Когда с российской морской платформы взлетит первая ракета, не знает никто. Популяризатор космонавтики блогер Виталий Егоров отметил, что для "Морского старта" (на котором, к слову, отсутствует даже необходимый для пусков набор оборудования — он был удалён американскими специалистами перед отправкой в Россию) просто не создали подходящую ракету.
Проблема в том, что Илон Маск и наши специалисты подходили к проблеме с разных сторон. Наши сначала построили платформу, потом увидели перспективу такой технологии, а Маск сначала развивал собственный ракетный бизнес, а потом осознал, что для реализации конкретных задач ему нужны вполне конкретные технологические решения. Его инвесторы тоже понимают это и готовы расстаться со своими деньгами. Наш "Морской старт" с платформами Маска конкурировать не сможет, даже когда у нас появятся ракеты для таких пусков. У Маска к тому времени должны быть уже Starship и Superheavy и морская пусковая инфраструктура для них, и это совсем иные масштабы. Конкурент "Морского старта" — это Falcon 9, а конкурентом Superheavy станет только сверхтяжёлый "Енисей"
У ракеты, упомянутой Егоровым, непростая судьба. Предприятия "Роскосмоса" пока не могут приступить к её созданию, а РАН вообще рекомендовала отложить создание лунной ракеты. Вместо "Енисея" Совет по космосу РАН предложил использовать для полётов к Луне ракеты семейства "Ангара", поэтому о конкуренции со SpaceX на долгое время придётся забыть.
Эксперты по космическим технологиям отмечают, что при всех талантах Маска создавать работающие космические бизнесы идею запускать ракеты с моря первым реализовал не он. Но в современном мире первенство по части технологий часто отходит на второй план. Российский "Морской старт" ничуть не хуже будущих конверсионных космодромов от SpaceX, однако за исключением экскурсий для блогеров и журналистов на комплексе почти нет никакой активности. И пусковая платформа, и командное судно по-прежнему стоят на Тихоокеанском побережье России без движения.
Составить реальную конкуренцию ракетам — или, если быть точным, "пусковой морской системе" SpaceX — сможет либо сверхдешёвая, быстрая в производстве и возвращаемая ракета, либо система воздушного старта, которую на днях испытала компания Virgin Galactic, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону. В России частных космических компаний нет, а работа госкорпорации "Роскосмос" сосредоточена вокруг исполнения Федеральной космической программы. Однако специалисты и исследователи космонавтики уверены: к новым технологиям, которые не просто помогут продвинуться дальше в освоении космоса, но и будут способны приносить неплохой доход, российские ракетостроители обязательно придут. Просто для этого им, видимо, требуется серьёзный и крайне опасный конкурент, способный замкнуть весь рынок пусковых услуг на себя.