"Девочка созрела": SpaceX откажется от ракет Falcon Heavy и "убьёт" космонавтику во всём мире
Никакого хаоса здесь нет — Илон Маск точно знает, каким будет коммерческий космос через десять лет.
Фото © Loren Elliott / Getty Images
Трибьют SpaceX
6 февраля 2018 года, высекая искры и клубы дыма от ускорителей, ракета-носитель Falcon Heavy оторвалась от стартового стола в Космическом центре Кеннеди. Ещё через две минуты боковые ускорители Falcon Heavy штатно отделились от ракеты и взяли обратный курс на Землю. Ещё через пару минут головной обтекатель ракеты раскрылся, и рубиново-красный электрокар Tesla Roadster Илона Маска, запущенный в качестве полезной нагрузки, навсегда стал символом "космонавтики будущего" под аккомпанемент песни Дэвида Боуи Life On Mars. Зрелищная демонстрация технологий состоялась, и журналисты (как зарубежные, так и российские) восторженно писали о "закате классической космонавтики".
Но с момента первого запуска прошло три года, и... ракета Falcon Heavy оказалась никому не нужна. Даже SpaceX не проводила с ней никаких запусков, кроме испытательных, отдав предпочтение более дешёвым и рентабельным Falcon 9. Почему это произошло? Причин много. Во-первых, главный проект Илона Маска по развёртыванию спутниковой сети Starlink испытывает трудности с изготовлением большого числа спутников. Их выводят на более дешёвых "соколах" девятой серии и крайне редко, и обещанных пусков по 500–800 аппаратов за раз до сих пор нет. Сборка окололунной станции, для которой могла бы пригодиться Falcon Heavy, тоже пока буксует. С учётом того что Россия официально не будет участвовать в западной миссии по освоению Луны, темпы создания станции Gateway могут быть существенно замедлены. А это снова простой и финансовый вакуум.
"Она летает, чёрт возьми" по-американски
Фото © Loren Elliott / Getty Images
"Летающая скороварка", "утюг из фольги", "картонная ракета" — как только ни называли Starship, испытания которой начались ещё в 2019 году. Однако прогресс SpaceX с новой ракетой стоит рассматривать сквозь историческую призму. Над испытаниями ракеты, которая "никак не может сесть обратно", тоже смеялись шесть-семь лет назад. А что теперь? Теперь Falcon 9 практически полностью вытеснили другие ракеты с рынка и регулярно зарабатывают Илону Маску деньги. Два взрыва прототипов Starship не стоит воспринимать всерьёз. Это для других стран уничтожение уникальной ракеты — национальная трагедия. Для SpaceX это просто расходы, ничего больше.
Популяризатор космонавтики Виталий Егоров пояснил, зачем на самом деле SpaceX вкладывает силы и деньги в Starship.
Starship настолько отличается от привычных сегодня космических ракет, что её будущее сложно предугадать. Возможно, она изменит весь космический рынок, резко снизив стоимость запуска, либо, наоборот, окажется невостребованной, как опередившие своё время "Шаттл" и "Буран". Ракета Falcon Heavy в этом плане тоже отличается от всех привычных средств запуска, но не так радикально, поэтому ей проще найти применение на текущем уровне развития космонавтики
Starship настолько отличается от привычных сегодня космических ракет, что её будущее сложно предугадать. Возможно, она изменит весь космический рынок, резко снизив стоимость запуска, либо, наоборот, окажется невостребованной, как опередившие своё время "Шаттл" и "Буран". Ракета Falcon Heavy в этом плане тоже отличается от всех привычных средств запуска, но не так радикально, поэтому ей проще найти применение на текущем уровне развития космонавтики
Виталий Егоров
Правда, здесь же имеет место и конфликт проектов, о котором американцы скромно умалчивают. Starship и проектируемая для него ракета Super Heavy — это прямые конкуренты Falcon Heavy. Последняя, скорее всего, канет в небытие почти сразу после того, как уникальный проект для полётов будущего будет испытан и готов к работе. При этом "летающая скороварка" высотой с три девятиэтажных дома может стать самой дешёвой ракетой в мире. Добиться этого SpaceX планирует несколькими решениями. Главное (как уже известно) — полная многоразовость. Как только Starship прекратят взрываться на испытаниях, потребность строить новые корабли отпадёт. Второе решение для снижения стоимости пусков — отказ от наземных космодромов. При запусках и посадках с помощью морских платформ Илон Маск сэкономит десятки миллионов долларов, и первые запуски Starship могут обойтись всего в 10–12 миллионов долларов. Стратегическая цель SpaceX при этом — два миллиона долларов за пуск. Неплохо, правда?
Бывший специалист NASA по полезной нагрузке Мартин Хилл отметил, что технологии многоразовости через десять лет позволят перейти к "более осмысленной космонавтике".
Речь идёт об экономически обоснованных проектах. Сейчас все считают деньги. Лунная программа будет стоить огромных денег. Я даже не знаю, сколько примерно. Тот, кто предложит универсальное и быстрое решение, — тот выиграет. Сейчас NASA собственных технологий в этом вопросе почти не создаёт. Есть SpaceX, и через несколько лет будут решения от Blue Origin. Пожалуй, две эти компании и будут определять эффективность всех космических программ США в ближайшее время
Речь идёт об экономически обоснованных проектах. Сейчас все считают деньги. Лунная программа будет стоить огромных денег. Я даже не знаю, сколько примерно. Тот, кто предложит универсальное и быстрое решение, — тот выиграет. Сейчас NASA собственных технологий в этом вопросе почти не создаёт. Есть SpaceX, и через несколько лет будут решения от Blue Origin. Пожалуй, две эти компании и будут определять эффективность всех космических программ США в ближайшее время
Мартин Хилл
Всем будет плохо. Всем, кроме SpaceX
В ближайшие десять (максимум двенадцать) лет Starship и ракета Super Heavy станут основным транспортом для крупных проектов. Их, к слову, у Илона Маска достаточно.
Фото © Paul Hennessy / NurPhoto via Getty Images
- Пассажирские перевозки, для которых будет построена атмосферная версия Starship (в любую точку Земли за час).
- Орбитальный грузовик, который сможет доставлять на низкую опорную и геопереходную орбиту компоненты крупных объектов (например, части космических станций или несколько тысяч спутников Starlink).
- Межпланетный грузовик. Впервые его могут задействовать для полётов на Луну, а потом (возможно) Starship отвезёт на Марс первых колонистов.
Что касается Falcon Heavy, то, скорее всего, песня этой ракеты уже спета. Свою главную PR-задачу она выполнила: европейские "партнёры" NASA убедились, что нет других проектов, кроме американских, и вполне вероятно, что в ближайшее время можно будет наблюдать закат Arian Space и других зарубежных промышленных гигантов, которым пока недоступны аналогичные решения.